Азатуи Арутюнян
Русские народные сказки в системе воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: Русские народные сказки
Сказки
Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.
Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.
Публикация «Русские народные сказки в системе воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образы родного языка. Образы русских народных сказок_ хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза и многие другие_ входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
Ребенок проникается этими чувствами, постегает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.
Дети уже в дошкольные годы должны быть знакомы со сказками «Репка», «Курочка- ряба», «Теремок», «Колобок», «Лисичка- сестричка и старый волк», «Козлята и волк», «Снегурочка».
Рассказывание сказки
Читать ли детям сказку или рассказывать ее? Этому часто воспитатели не придают значения, в силу чего искусство рассказывания почти выродилось в педагогике детского сада и заменилось с чтением. Однако народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор- передаче рассказчиков. И в этом есть большой смысл. Ведь обычно рассказчик говорит от себя, как свидетель событий, происходящий в сказке, даже как их участник. В заключение он даже говорит: «Я там был, репку садил…», как бы подтверждая достоверность рассказанных событий.
Когда же сказка считается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями. Это и понятно: между ним и детьми стоит текст в который читающий должен заглядывать.
Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В кокой- то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.
Докучные сказочки и присказки
«Расскажите какую- нибудь сказку»- просят дети
воспитателя.
«Любители» сказок стремятся занять лучшие места, поближе к рассказчику. Обычным тоном вступление к сказке воспитатель говорит : «Не рассказать ли вам сказку про курочку- рябу?»
«Скажите», «Расскажите», слышатся со всех сторон.
Ребятишки ждут новую сказку, такой ещё не было.
«Ты говоришь» -сказку, да я говорю – скажи. Не сказать ли вам сказочку про курочку- рябу?»- уже в тоне шутки говорит воспитатель детям.
«Нет, нет, не надо про курочку – рябу», спешат с ответам дети, подозревая что-то не ладное в самой теме.
«Ты говоришь- нет, нет и я говорю- нет, не сказать ли вам сказку про курочку – рябу?»
Ребятишки попадают в сложный словесный переплёт. Нельзя сказать не да, ни нет, в любом случае есть готовый ответ, который включит их снова в обстановку шуточных переговоров.
Озадаченность проходит. Кто-то из детей догадлива «обходит» ответ»да» и «нет», называя сказки : «Про Бабу Ягу», «Про Белоснежку»- слышатся заказы.
Замолкают разговоры, загораются глазенки, последняя тихая возня в поисках удобной позы прекращается. Вот-вот, ещё секунда, и сказка вступит в свои права, захватывая ребенка своими образами и событиями. Дети не только готовы ещё и ещё слышать, но уже с 3-4 лет более или менее связана и даже выразительно
рассказывают такие сказки, как «Репка», «Колобок».
Рассказывание сказок детьми
Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Расскажите сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит образным, красочным языком. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но и умело помогать им воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того как ребенок овладает рассказыванием сказки, воспитатель все больше проходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают, видно, что впечатление производимое на них сказкой, сильно не только ее образами, но так же напевностью языка, личностью. И это напевность языка сказки не только не пропускается детьми, а, наоборот, сохраняется ими и помогает детям связать в памяти последовательность. Как полна по сюжету, образно, красочна и напевно может рассказать ребенок сказку, показывает запись рассказа Валерика 5 лет.
-Валерик, ты знаешь сказку про Снегурочку? Расскажи её нам!
Валерик (поучительно-укоризненно) :
-Про Снегурочку!
-Кто тебя научил её рассказывать?
Валерик:
-Я сам научился.
-Расскажи нам эту сказку.
Жили – были дед да бабка. У них была дочка Снегурочка. Собрались подружки в лесу и стали Снегурушку с собой звать. Дед долго не соглашался и отпустил её, наконец, и приказал ей не отставать от подруг… Пошли в лес. Кустик за кустик, деревцо за деревцо- Машенька и заблудилась. А подружки акукали, акукали, а она не слыхала. А Снегурушка забралась на дерево и горько плачет. Идет по лесу медведь
-Чего ты, Машенька, плачешь?
-Как же мне, Машенька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивший, покинули. Одна я у дедушки, у бабушки дочка Снегурочка.
-Слезай, я тебя отведу к деду.
-Нет, я тебя, медведь, боюсь, - и опять плачет.
-Ау-ау-ау, Снегурочка, ау-ау, голубушка!
Приходит волк и спрашивает:
-Чего ты, Машенька, плачешь?
-Как же мне, волк, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивший, покинули. Одна я у дедушки, у бабушки дочка Снегурочка.
-Слезай, я тебя отведу к деду.
-Нет, я тебя, боюсь, ты меня съешь - и опять плачет.
-Ау-ау-ау, Снегурочка, ау-ау, голубушка!
Бежит лисичка и спрашивает:
-Чего ты, Машенька, плачешь?
-Как же мне, лисичка, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивший, покинули. Одна я у дедушки, у бабушки дочка
Снегурушка.
-Садись на меня, я тебя к деду и бабе увезу.
Снегурушка залезла, на лисичку и поехала.
Прибежала лисичка к дому и стучит хвостом. Выходите дедушка и бабушка, как увидели, и говорят лисичке:
-Ах ты наша родимая! Где нам тебя посадить? Принесли творогу с молоком. А лисичка попросила курицу с винегретом. Они и дали ей. Вот и вся сказка».
Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой этот мальчик рассказывает сказку. Не одного жеста- вся сила вложена в интонацию, в ней вся выразительность. Поразительно чувство языка: В одном случае он употребляет выражение «Покинули», В другом «оставили» - и все созвучно со стилем сказки. К этому искусству детей следует относиться очень осторожно, давая ему развиваться, окрепнуть.
Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок
Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры. Особенно это заметно играх старшого дошкольного возраста.
Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас ребенка, развивает его память. А это в свою очередь как нельзя лучше вырабатывает умение действовать согласно замыслу. Ребенку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужые. Вот почему основной детской драматизацией прием, жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может подсказать ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям а не взрослым.
Драматизируя сказку, ребенок пользуется её языком. То, что первоначально он только слышал, становиться его собственным достоянием. Именно здесь, связывая слово с действием, образом, он проникает «гармонией русского слова».
Поэтому нужно поощрять драматизацию сказок, сделать его обычным явлением в жизни детского сада, приходить к этому всех детей.
Иногда дети воспроизводят сюжет той или иной сказки, не придерживаясь её точного текста; если же драматическое действие строится на тексте, он может быть воспроизведен буквально. Так, народной сказке «Колобок» только первый эпизод сделан описательно (что делала старуха, как вёл себя колобок, все остальные: встречи колобка с займем, волком, медведем и, наконец, с лисой – построенной на разговорном тексте.
Игра «Колобок» состоит в воспроизведении детьми образа храброго и задорного колобка, отважно совершающего своё путешествие.
Игра- драматизация завершает процесс восприятия сказки, придает ей новую форму и не требует специальной тренировки.
Уже в младшей группе, после того, как сказка многократно рассказана, дети могут изображать ее в лицах. Этим достигается уточнение образов; наглядной, ощутимой становиться логика событий, их последовательность, усваивается, образный народный язык.
«Вот какая сказка про репку. Кто из вас кушал репку? Какая она ( Ответы: Вкусная, круглая, маленькая.) Вот Наташа у нас и будет репкой. Кто же это посадил репку»- «Дед посадил репку»,- говорит Нина. –«Вот Витя и будет дедом. Давай посадим с тобой вместе репку (усаживают девочку на коврик). Растет, растет наша репка, и (подсказы детей) поспела репка, надо ее вытащить из земли. Стал дед тянуть репу». (Витя тянет девочку за руку.) Дети с воспитателем говорят «Тянет, потянет, вынуть не может». – «что же тогда сделал дед?» Если дети не могут ответить, отвечает воспитатель : «Позвал дед бабку. Бабкой будет Нина. Иди, Ниночка помогай деду тянуть репку». Так при участии всех детей вступают в действие все персонажи сказки. Наконец репку вытащили, хотя воспитатель помогала Наташе удержатся на месте, так как становилось явным, что силы неравные, когда за деда уцепилась бабка, за бабку внучка, за внучку Жучка.
Раз за разом, повторяя эту игру, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. Правда он должен все время помогать определить участвующих так, чтобы все дети могли поочередно побыть действующими лицами. Иногда напомнить текст, последовательность действий, следить, чтобы игра не затягивалась. В такой игре нет нужды в костюмах, декорациях.
Хороший для игры- драматизации сказки, построенные на многократном повторении одного и того же сюжетного элемента. К ним относятся сказка «Теремок», «Коза- дереза», «Колобок», «Коза с орехами». Разумеется, ребенок только постепенно нащупывает сюжетную линию, поэтому и надо начинать с самых несложных сказок как по сюжету, так и по тексту. Так, в сказке «Петушок- золотой гребешок» дети прежде всего усваивают основной текст. Разговор лисы и петушка представляет главную линию в развитии сказки :
Петушок, петушок, -Несет меня лиса
Золотой гребешок, (кричит петушок)
Масляно головушка, За темные леса,
Шелкова бородушка, За быстрые реки,
Выгляни в окошко, За высокие горы…
Дам тебе горошку. Кот и дрозд, спасите меня.
Позднее подходят и к другим текстам, которые употребляет лиса для выманивания петушка:
-Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил в окошечко головку:
-Ко- ко- ко!
Как не дают!
И. т. д.
Драматизация сказки проходит иногда в виде игры с пением; примерно такой игры служит сказка «Теремок».
Перед тем как играть, детям кратко напоминают развитие действия сказке, сговариваются или по считалке определяют, кто будет мушкой, мышкой и т. д. Всё составляют круг – теремок. Участвующие поют следующие слова:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мушка летит,
У дверей остановился и жужжит:
«Кто, кто в теремочке живет?
Кто. Кто в невысоком живет?»
При пении первых 4 суток дети водят хоровод, потом останавливаются и при пении 5-й и 6-й строк в ритм песни бьют в ладоши, подражая стуку в стенку теремка. Ребенок в роли мушки входит в круг, хоровод двигается в другую сторону. Поют прежние слова, изменяя 3-ю и 4-ю строки:
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит.
Происходят переговоры между мушкой и мышкой:
- Я мушка- жужжалка, а ты кто?
- Я мышка- нарушка,- отвечает мышка.
Переговоры:
-Я мушка- жужжалка.
-Я мышка- нарушка. А ты кто?
- Я зайка косой.
-Иди к нам жить!- приглашают жители теремка.
Игра продолжается, текст соответственно изменяется. Когда дети спросят мишку: «Кто ты?», - мишка отвечает: «Я мишка, всех вас ловишка. Вот я вас всех переловлю».
Все звери бросаются бежать. Мишка их ловит. Пойманные становится в хоровод, игра повторяется.
В большом коллективе детей для ускорения хода игры можно выделять сразу несколько «мушек», «мышек», которые и входят во внутренний круг; внешний круг всегда должен быть больше. В драматизаций сказок можно применять элементы костюмов, которые помогают в созданий образа. Но так как все же суть дела во внутренних переживаниях ребенка, которые выражаются словом и жестом, то костюм может связывать и отвлекать внимание и исполнителей и зрителей. Надо иметь простые декоративные средства: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайца, предоставив в остальном детям использовать свой жесть, свою мимику, слова. В отдельных случаях такая инсценировка может быть разыграна детьми перед своими сверстниками или даже перед взрослыми. Здесь можно шире театрализировать изображаемое детьми в обстановке, костюмах.
В играх- драматизациях дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами- вопросом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи.