Марина Лобода
Ролевой тренинг «Уверенное и неуверенное поведение». Формирование навыков уверенного отказа
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование представлений о чувстве уверенности / неуверенности в себе.
Дать детям рекомендации, направленные на развитие способности противостоять давлению
сверстников, умения сказать «нет»; сформировать навыки уверенного отказа.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Игра-активатор «Море волнуется».
Темочки:
Ведущий говорит слова известной детской игры «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Вместо слов «морская фигура» он вставляет названия разных эмоций, чувств», например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т. д. Дети должны замирать, изображая названную эмоцию. Выбираются самые удачные фигуры.
2. Основная часть.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как обрести уверенность в себе. Зачастую люди прибегают к курению, алкоголю, наркотикам, чтобы почувствовать себя увереннее. Как суметь противостоять, не допустить того, чтобы вашими чувствами и поступками управляли, не считаясь с вашими желаниями.
Вопросы к ребятам:
Как вы считаете, что такое уверенность в себе? Приходилось ли вами испытывать неуверенность в себе? Какие это были ситуации?
Например: когда меня ругают, когда отказываешься что-то делать.
После обсуждения подводятся итоги и делается вывод, что уверенность в себе – это :
- умение понимать и выражать собственные потребности, чувства;
_ умение добиваться цели, ориентироваться в своих поступках на собственное мнение и отстаивать его;
-умение отвечать за свои поступки;
- умение просить и отказывать, умение сопротивляться давлению со стороны других людей.
Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства, поддается давлению других людей, в своих поступках ориентируется не на собственные мнения и желания, а на оценки других людей, их мнения.
Почему не всегда удается сказать «нет»?
К сожалению, у каждого человека в жизни иногда бывают ситуации, когда он говорит «да», несмотря на то, что хотел бы сказать «нет». Почему мы делаем то, что на самом деле не хочется? Потому что большинство из нас чувствует необходимость «следовать за толпой», оправдать ожидания, чтобы не быть отвергнутыми или заслужить одобрение.
Еще один интересный момент, оказывается, мы не любим сильно выделяться на фоне окружающих.
В итоге неумение сказать «нет» может привести к употреблению алкоголя или наркотиков, пропускам уроков, порчи имущества, кражам, агрессии по отношению к другим людям. Цена за это может оказаться слишком высокой.
Однако не всегда следует проявлять настойчивость, особенно когда вы не можете контролировать ситуацию. В подобных случаях глупо, а возможно и опасно, отстаивать свое мнение. Лучше прекратить общение. Это касается ситуаций, где есть угроза физической опасности, здесь ваши заявления мало чем могут помочь. Постарайтесь уйти.
Если вас склоняют к употреблению спиртных напитков или наркотиков, вы можете просто сказать: «Нет, спасибо». Если это сказать не так просто, сделайте вид, что вам срочно что-то понадобилось (позвонить по телефону, пойти в ванную). Кроме того, вы можете уклониться от всего мероприятия: не идти на вечеринку или туда, где употребляют спиртные напитки или наркотики.
Если вас склоняют к краже, вы можете сказать, что это не окупает опасность, что вы не собираетесь что-либо кому- то доказывать, что вам не хочется марать репутацию.
Если вам предлагают прогулять уроки, то вы можете сказать: «Я бы с удовольствием, но мои оценки не дают мне такой возможности». А еще можно предложить: «Почему бы нам не пойти вместе после школы»?
Эти фразы конечно не универсальны. И вас могут продолжать принуждать, тогда здесь может оказаться принцип «лучшая защита- нападение».
- если на вас кто-то давит, попробуйте напасть на него и спрашивайте, спрашивайте: «Почему ты ко мне пристал? Зачем тебе это? Что я тебе сделал? Почему я тебя должен слушать?»
- Можно привлечь союзника. Обратиться к другу или просто к человеку находящемуся рядом: «Послушайте, ну объясните ему, что я не буду» или «Вы только послушайте,что он мне предлагает».
-если же ничего не помогает, используйте угрозу: «Нет, а если будешь настаивать, то я закричу, позвоню, напишу и т. д. (в зависимости от ситуации).
- иногда полезным оказывается компромисс. Вы можете сказать, что подождете некоторое время, а потом примете решение.
Обсуждение.
Ребята какие еще варианты сказать «нет» и противостоять давлению вы можете предложить?
Может быть, у вас есть свои, оригинальные, апробированные способы? Давайте поделимся ими друг с другом.
В любом случае вы должны помнить, что человек имеет право быть последним судьёй над собой и над своими поступками. И это в первую очередь потому что, истина такова: мы сами несем ответственность за свою жизнь.
Заключение.
Разыгрывание ситуаций. Упражнение: «Умей сказать нет!»
Дети делятся на пары и договариваются. Какую ситуацию они будут разыгрывать (желательно, чтобы она была реальной).
Один партнер уговаривает другого, применяя различные приемы, второму нужно отказаться.
Обсуждение результатов.
С какими сложностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения? Что нового нашли для себя?
Ребята оценивают успешность выполнения задания.
Используемая литература:
Арсеньев А. С. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. -М., 2008
Сирота Н. А., Программа формирования здорового жизненного стиля. -М. ,2000.
Науменко Ю. В., Мое здоровье. -М., 2010.
Пономаренко Л. П., Психология для старшеклассников.