Галина Кирюшина
Тренинг для педагогов «Формирование нравственных отношений в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственных отношений
в детском коллективе»
Педагог-психолог
Кирюшина Г. В.
МБДОУ детский сад № 26
«Добрынюшка» г. Брянска
Цель: Познакомить с новыми подходами к формированию межличностных
отношений дошкольников через систему специально подобранных игр.
Публикация «Тренинг для педагогов „Формирование нравственных отношений в детском коллективе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Материал: 10 бейджев и бумажек, фломастеры, 10 фотографий скульптур,
детский обруч, 2 ленточки, медаль «Лучший хвастун», 8 листов, 8
наборов фломастеров, 8 медалей «Самый активный гость».
Любой коллектив несёт в себе потенциал. Но чаще бывает, когда люди разобщены, нет единства, слаженности, дружбы. И для того, чтобы добиться слаженности, в коллектив привносятся игровые психологические методики, тренинги, направленные на урегулирование конфликтов, на сплоченность, на развитие у детей желания внимательнее относиться к друг другу и сопереживать ближнему.
Тренинги сегодня очень популярны. Они проводятся повсюду – в школах, психологических центрах, банках. Тренинг – игровая форма группового взаимодействия.
Практические тренинги полезны для разрешения ситуаций.
Специфика тренингов заключается в следующем:
Сведение на минимум речевого взаимодействия детей (используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.)
Исключение какого-либо принуждения (чтобы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости).
Безоценочность (чтобы не фиксировать достоинства и недостатки).
Отказ от реальных предметов и игрушек (чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки).
Отсутствие соревновательного момента (чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих).
В практике дошкольного образования тренинги используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тренинги с дошкольниками направлены на формирование навыков совместной деятельности, доверительного отношения к окружающим и к себе, призваны повышать уверенность в себе и в своих силах, создавать мотивацию на общение, устранять высокую тревожность, враждебность, конфликтность. Такие тренинги позволяют скорректировать проблемы межличностного взаимодействия.
Желательно построить нашу встречу таким образом, чтобы всё, о чём мы здесь будем говорить, вы смогли бы пережить и прочувствовать сначала с позиции ребёнка, а затем с позиции взрослого.
(Из аудитории выбирается 8 добровольцев, у каждого из которых бейдж с именем. Участники садятся в круг).
Психолог: Доброе утро, мои милые друзья! Я рада встрече с вами! Давайте поприветствуем друг друга!
Игра «Хлопок»
Участники садятся в круг. Ведущий смотрит на одного из них и хлопает в ладоши – «дарит» ему своё приветствие. Партнёр должен «поймать» хлопок, хлопнуть в ладоши и передать его другому и т. д.
В продолжении нашей темы мы предлагаем вам
Тренинг «Добра желай – добро наживай!»
Цель: Познакомить с новыми подходами к формированию межличностных
отношений дошкольников через систему специально подобранных игр.
Тренинг «Добра желай – добро наживай!» прост и не требует специальных условий. Главная задача тренинга – привлечение внимания ребё нка к другому и к его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.
Тренинг состоит из 7 этапов, основанных на играх. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
На каждом этапе для примера предлагается 1 игра.
I этап: Общение без слов.
В играх этого этапа нет предметов, игрушек. В играх есть свои «условные сигналы», с помощью которых, дети обмениваются для коммуникации. Эти «условные сигналы» выражаются в физическом контакте.
Главная цель этого этапа – перейти к непосредственному общению без вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила этих игр – запрещение разговоров между детьми. В ходе данных игр дети привыкают к свободному взаимодействию.
Задачи: Побуждать к непосредственному общению без вербальных и предметных способов взаимодействия.
Игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Хлопок».
«Жизнь в лесу»
Психолог и дети сидят в кругу.
«Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться или попрощаться, мы пожимаем друг другу руки (показать, как это делать, когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показать, когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу, любовь и благодарность – гладим рукой по спине (показать).
Готовы? Тогда – начали.
Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко. Лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу «доброго утра» (дети пожимают друг другу руки).
Звери улыбаются друг другу и спрашивают, «как дела» (дети хлопают ладонью по ладони другого ребёнка). Звери, улыбаясь, отвечают, что «всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребёнка).
«Звери умываются, чистят зубки». Они решили позавтракать вместе. Звери «угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Звери, улыбаясь, говорят друг другу «спасибо» (гладят рукой по спине).
Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные «спрятались под большой гриб», прижавшись, друг к другу (дети прижимаются друг к другу, показывая, что им холодно).
Выглянуло солнышко, и звери «улыбнулись друг другу» (дети улыбаются друг другу).
Звери взялись за руки, и «пошли гулять» (дети берутся за руки).
Звери весело и радостно «танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, танцуют).
Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу «спокойной ночи, пошли спать» (дети пожимают руки друг другу, пошли спать, присев на пол, сложили руки под щёчку)».
II этап: Внимание к другому.
Цель этого этапа – формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему: действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и прочее.
Задачи: Отвлечь от сосредоточенности на собственном Я.
Обратить внимание ребёнка на других.
Игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Кто сказал?» (Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь, «Из семечка в дерево», «Разговор сквозь стекло», «Тень».
Игра «Зеркало»
Один человек – зеркало. Зеркало должно повторить все действия человека. Вам нужно постараться сделать это очень точно. Зеркало в точности всё повторяет, но не разговаривает, не издаёт ни одного звука. Зеркало всё делает бесшумно. Итак, начали!
Дети, изображаем медвежонка (дети изображают медвежонка). Он ходит вразвалочку, становится на четвереньки. А второй участник (зеркало) должен повторять все движения, мимику этого медвежонка.
Теперь делаем зарядку (дети делают зарядку).
Дети, поднимаем руки (дети поднимают руки).
Дети, меняемся ролями. Тот, кто был зеркалом, станет человеком. Тот, кто показывал действия, будет зеркалом.
Ребята, танцуем (дети танцуют).
Дети, садимся на корточки (дети садятся на корточки).
Теперь строим башню из кубиков (дети строят воображаемую башню).
После того как каждый ребёнок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть – ребёнком или зеркалом? Почему?»
III этап: Согласованность действий.
Основная задача этого этапа – научить ребёнка согласовывать собственные действия с действиями других детей.
У детей развивается внимание к сверстникам, чувство общности, согласованность действий. Они действуют с учётом потребностей других детей.
Игры: «Горошинки», «Работаем вместе», «Лепим скульптуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Мостик», «Змейка», «Продолжи движение».
«Лепим скульптуры»
Психолог помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Глина – очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте её партнёру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнёра точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять».
Психолог раздаёт детям фотографии различных статуй и памятников. Выбирает одного ребёнка и начинает «лепить» из него скульптуру, предварительно показав всем детям фотографию своего будущего памятника. После этого дети «лепят» самостоятельно, психолог следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры. После этого психолог вновь раздаёт фотографии, и дети меняются ролями.
IV этап: Общие переживания.
Игры этого этапа направлены на переживание общих эмоций. Совместное переживание любых эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных – объединяет детей, порождает чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.
Задачи: Дать возможность ощутить единение с другими.
Разрушать отчуждение.
Снять защитные барьеры.
Учить поддерживать друг друга.
Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке» «Кто смешнее засмеется?», «Обнималки», «Курица с цыплятами», «Актёры», «Скалолазы».
«Скалолазы»
На полу обозначается небольшой круг таким образом, что дети могут поместиться в нём, только крепко прижавшись, друг к другу. Психолог говорит: «Вы – скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и скандируют речё вку:
Мы – скалолазы, до верха дошли,
Ветра проказы нам не страшны.
Потом поднимают руки вверх и, аплодируя, кричат: «Ура!»
Запомнили слова речёвки?
Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал».
V этап: Взаимопомощь в игре.
В играх этого этапа дети проявляют взаимопомощь, сопереживание и сорадование. Но использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация носит не бескорыстный, а нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу свободного общения и эмоциональной близости.
Задачи: Создание благоприятной атмосферы.
Проявление сопереживания и сострадания.
Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника», «Потерявшийся ребёнок», «Гномики».
«Старенькая бабушка»
Психолог делит детей на пары. 2 пары – бабушка (дедушка) и внучка (внук, 1 пара – 2 машины, 1 пара – 2 доктора.
«Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. (Улицу обозначают ленточками на полу). Двое детей играют роль машин и бегают туда, сюда по улице. Поводырям нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать докторам и привести по той же дороге домой».
Все выше перечисленные игры предыдущих этапов подводят группу к дружелюбию и спокойной атмосфере в ней.
Затем логически добавляется следующий этап.
VI этап: Добрые слова и пожелания.
Задача данного этапа – научить детей видеть положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
Задачи: Учить детей замечать положительные качества других.
Учить выражать словами своё отношение к другим людям.
Учить желать добра другим, делать комплементы.
Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, весёлым, как ты», «Царевеа-Несмеяна».
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу.
«Сейчас мы проведём с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нём больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная причёска, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.
Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости психолог может высказать своё мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, победителя можно наградить маленьким призом – бумажная медаль «Лучший хвастун».
VII этап: Помощь в совместной деятельности.
Задания на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные отношения.
На этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Так, например, в игре «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья всячески помогают ему (при аппликации – вырезают необходимые детали, лепят отдельные части, подыскивают элементы нужного размера и цвета).
Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Всё это смещает соревновательный момент на второй план.
Задачи: Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе
совместной деятельности.
Развивать способность принимать планы и замыслы другого и
радоваться его успеху.
Игры: «Закончи рисунок», «Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина».
Игра: «Закончи рисунок»
Все сидят за столами, у каждого набор фломастеров. Каждый из вас начнёт рисовать картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите незаконченную картину соседу слева. Он продолжает её рисовать и тоже отдаст соседу слева. И так до тех пор, пока рисунок, который вы начинали, не вернётся к вам.
Итак, тренинг закончился. Давайте проанализируем своё состояние и каждый, по желанию, расскажет, как вы чувствовали себя в роли ребёнка во время игры, какие были сложности. … (Психолог благодарит всех за участие и дарит всем участникам тренинга медаль «Самый активный гость»).
Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно переходить к играм следующих этапов. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать её содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.
Данная система игр направлена на нравственное развитие и формирование межличностных отношений в группах дошкольного учреждения.
Мы привели только небольшой ряд игр. Но их, к счастью, достаточно много, чтобы можно было подобрать для формирования сплочённого и доброжелательного детского коллектива. Поэтому в завершении, нам бы очень хотелось пожелать всем участникам образовательного процесса здоровья, понимания и удачи!