Елена Ионова
Психологический тренинг «Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье воспитателя.
Цель тренинга : формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Публикация «Психологический тренинг „Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Задачи тренинга : познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики; обучить способам психической саморегуляции; снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
Содержание тренинга.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».
Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.
Китайская поговорка гласит:
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».
Человек усваивает: 10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».
Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.
• Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
• Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
• Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
• У меня отсутствуют вредные привычки;
• Я соблюдаю режим дня;
• Я правильно питаюсь;
• Я эмоционально уравновешен;
• Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.
Наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Это музыка и танцы. Для этого предлагаю немного потанцевать.
Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Цель: снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.
- танец головы;
- танец плеч;
- танец рук;
- танец ног;
- танец бедер;
- танец всего тела.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.
3. Упражнение «Комплименты».
Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.
Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы поменяемся листочками. Каждый, выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.
( Например: И – интересная, Р – работоспособная, А – ангельская). После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.
Вопросы:
• как вы сейчас себя чувствуете;
• приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;
• трудно ли было выполнять упражнение.
4. Упражнение «Найди себе пару»- энергизатор
Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
«Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;
«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;
«Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
«Объединитесь в группы те, кто любит детей».
Упражнение «Правила здорового педагога».
Предлагаю вашему вниманию "Правила здорового педагога". Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.
1) Спокойствие, только! (Спокойствие)
2) Выходите из дому только с ___сумочкой! (Дамской)
3)___сон - важное условие твоего здоровья. (Крепкий)
4) ___ ___прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)
5) Всю ___ выполняйте только на работе! (Работу)
6 Упражнение. «Свет мой зеркальце! Скажи»
Ход: «Вспомните, пожалуйста, сказку А. С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру.
Хорошо, продолжаем. В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. «Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!»
После упражнения ведущий задает вопросы. Что вызвало затруднение? Легко ли охарактеризовать человека? Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
7 Упражнения Антистрессовые» продукты
Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов» боярышника, шиповника.
Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.
«В заключение хочется пожелать всем педагогам :
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Желаем всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!
Список используемой литературы:
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2005.
2. Н. Г. Ланина, К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – г. Воронеж, 2002год.
3. Л. Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург. 2005 год. 2. Н. Г
4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005.
5 Т. В. Форманюк. “Синдром профессионального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации педагогов. Вопросы психол
6. Под редакцией Хрящевой Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. – СПб. : Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.