Яковлева Изелла
Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла
Цель тренинга:
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между собой и с воспитанниками.
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Общение, Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Приветствие: Добрый день уважаемые педагоги! Рада вас приветствовать на нашем занятии! Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и передадим его сидящему рядом погладив его по плечу и говоря при этом: «И. В я передаю вам своё хорошее настроение» Спасибо!
Сегодня мы с вами поговорим об общении!
Слайд 2
Что такое общение?
Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.
Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное. Недаром, есть такая присказка:
«Два человека смотрят в лужу. Но один в луже видит звезды, отразившиеся в воде, а другой - видит только болото». Попрошу выйти двух человек (раздаем цифры 6и9)
Представим диалог этих двух людей. Он может проходить следующим образом :
1 – это шесть
2– нет, это девять
1 – да нет, это шестерка
2 – какая это шестерка, когда это девятка
1 – это самая настоящая шестерка
2 – ты что-то путаешь. Это настоящая девятка
1 – Ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь!
2 – Да нет, это ты слепая, это тебе надо лечиться….
- нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная – кратчайший путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта.
И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов. Одни люди праворукие, другие – левши. У одних развито лучше левое полушарие головного мозга, у других – правое.
Слайд3
Визуалы,
Аудиалы,
Кинестеты.
Иногда такие люди в процессе общения, случайно, а иногда бывает и умышленно искажают информацию.
Упражнение «Марфуша»
Четыре человека выходят за дверь, одному рассказывают историю, приглашается следующий тот рассказывает ему и т. д.
ЦЕЛЬ: Дать понять участникам, что им необходимо улучшать свои навыки общения и умения слушать.
Анализ упражнения
Была ли информация передана точно?
Почему информация искажалась?
Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации?
К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?
Слайд 4
Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека.
Активным слушанием называют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса. Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.
Примером активного слушания является общение с ребенком. Его следует понять, распознать его переживания, выяснить проблемы, с которыми он пришел. Нередко активное слушание полезно для побуждения ребенка к действиям, когда он не только жалуется, но и получает полезный совет, что можно делать дальше.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее понимания партнерами. Что же влияет на понимание сообщения,
Во-первых, форма и содержание общения зависят от личностных особенностей говорящего, от всей ситуации, в которой протекает общение.
Вторая особенность заключается в том, что само сообщение остается неизменным — оно изменяется под влиянием качеств личности слушающего,
Распространение информации про ходит через своеобразный фильтр «до верия — недоверия». Подобный фильтр иногда действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой.
2) Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель. Развить умение непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.
Выполнение
Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода….»
Анализ упражнения
Насколько сложно было вам продолжать заданную ситуацию?
Слайд 5
ИТОГ
Люди контактируют между собой через общение. Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы.
Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам. Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении.
Заключительное слово психолога
Говорите так, чтобы вас услышали.
Слушайте так, чтобы понять, о чем идет речь.
Слайд 6
Релаксационное упражнение
Звучит мелодия. Шум моря, далекий крик чайки
Слова психолога
Закройте глаза. Удобно сядьте, положите руки на колени, ладонями вверх. Представьте себе берег моря. Сделайте глубокий выдох, медленный вдох.
Шумит морская волна, успокаивает и убаюкивает. Вы сидите на берегу моря, близко возле воды. Ноги касаются морской воды. Медленно делаете вдох, выдох. Ощущаете приятную прохладу воды. С каждым вдохом вода медленно входит в вас через ступни ног, поднимается вверх по телу до груди. Вашему телу приятно, спокойно. Вы чувствуете себя берегом моря. Вы растворились в песке и вас омывает вода. Вдох - прилив, выдох - отлив. Вам хорошо и приятно. Расслабьтесь, насладитесь полностью этим моментом. Сейчас Есть только вы и море.
Рефлексия
Участников просят ответить на вопросы:
1. Что больше всего запомнилось?
2. Что понравилось?
3. Что будете использовать в своей работе?
Можно предложить заполнить педагогам анкету.
Перед вами 16 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя.
Заранее благодарю вас!
Анкета
1. Ждете ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?
2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?
3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?
4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Мешают ли вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
10. Всегда ли вы слушаете собеседника?
11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
13. Допускаете ли, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т. п. ?
15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «да».
Интерпретация
— 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации — когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.
— от 7 до 10 баллов — средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
— 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).