Голубева Оксана
Страничка психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Страничка от психолога
«Неуверенные дети и как воспитать социально – уверенное поведение»
Ребенок рождается со всем многообразием ресурсов для того, чтобы в дальнейшем чувствовать себя успешным. Все дети считают себя замечательными. Однако уже в раннем возрасте многие из них утрачивают ощущение уникальности своего «Я», чувство собственной ценности, веру в свои силы.
Публикация «Страничка психолога „Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение“» размещена в разделах
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром. Неумение взаимодействовать с самим собой (что подразумевает отсутствие положительного отношения к себе, веры в свои силы и возможности, умения выражать себя, свои чувства и желания и т. п.) - причина неумения взаимодействовать с социумом. Социальные проблемы порождаются внутриличностными проблемами. Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей.
В процессе взаимодействия с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним в результате полученных переживаний, которые могут быть как приятными, так и неприятными для него.
Позитивное отношение (возникшее на основе положительных эмоций - радости, удовольствия, восторга, благоговения, смеха, и т. д.) придает человеку силы для реализации желаний, раскрытия личностного потенциала, достижения успехов и целей.
Основой позитивного отношения является сформированная в детстве вера в себя, ощущение полноты своих возможностей. В возрасте до 4-5 лет закладываются основы самосознания, умение отделять себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность, и в то же время идентифицировать себя с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. В этот же период, познавая свои ощущения, окружающий мир через себя, он осознает свою индивидуальность, переживает свою уникальность и неповторимость.
Жесткость, неприятие взрослыми ребенка, неуважение к нему и его опыту, частые запреты, ограничения, предписания, наказания ведут к развитию негативизма как формы защиты своего «Я», страха, отрицания себя и других, вызывают гнев и неуверенность, пораженчество.
Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии. Недополучение любви по любому из каналов (физическому, эмоциональному, интеллектуальному) подталкивает ребенка к инфантильному поведению, неадекватным защитным поведенческим механизмам, формируя социальный страх в разных его формах : беспокойства, тревоги, вины, гнева. Социальные страхи являются фундаментом, на котором возводится «здание» социальной неуверенности. Реагируя на этот страх за свою жизнь, человек демонстрирует социально неуверенное поведение. Он винит либо себя, свою несостоятельность, и тогда мы видим проявления гипоактивных форм (зависимости, стеснительности, несамостоятельности, аутичности, конформности, пассивности, либо свои обвинения он направляет на социум, и тогда мы сталкиваемся с гиперактивными формами (агрессия, неуправляемость, делинквентность). Итак, неадекватная социализация дает толчок к возникновению социальной неуверенности, формируя порочный круг
Предоставляя ребенку возможность приобрести собственный опыт побед и неудач, насладиться процессом творчества, обучая его разнообразным средствам самовыражения, мы формируем в нем способность осознанного гармоничного выбора способов жизни в социуме.
В возрасте 4-5 лет ребенок определяет свое отношение к людям. Он делает выбор в пользу любви или ненависти. Он учится понимать других людей, в нем формируется чувство терпимости и принятия других людей, потребность в уважении и дружбе, способность к сопереживанию и состраданию.
Возраст 6-7 лет является сензитивным периодом эмоциональной отзывчивости. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей. За эмоциональным обменом легко устанавливается и интеллектуальный обмен.
Неуверенные люди испытывают тревогу практически во всех ситуациях общения. Повинуясь осознанному или неосознанному страху, они скрывают свои истинные эмоции и вводят этим в заблуждение себя и других. Они часто выливают свой гнев и раздражение на человека, прибегая к косвенным, «обидным» методам. Это редко приводит к успеху.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости.
Причиной зарождения самоуничижения детей почти во всех случаях является критика родителей, педагогов или старших братьев и сестер. Ребенок испытывает на себе со стороны взрослых завышенные ожидания, оправдать которые он не способен, он убежден, что никакие героические попытки не способны удовлетворить эти ожидания. С чувством тревоги приходит и самоуничижение. У ребенка развивается ужас перед неизбежным провалом, а результатом является его истинное ощущение своей вины и необходимости просить прощение за то, что он не является таким, каким его хотят видеть. Шагая по жизни в таком безрадостном состоянии, человек заранее отказывается от попытки самоутвердиться или ознакомиться с чем-то для него новым, что мешает приобретению необходимого жизненного опыта.
Если по мере накопления жизненного опыта у ребенка формируется позитивное восприятие самого себя, то это чувство по отношению к самому себе можно условно передать словами: «Я хорош такой, какой есть; Я прекрасен; Я все могу; Я умею очень много; Я уникален и неповторим; Я себе нравлюсь» и т. п. Осознание собственной ценности, высокая самооценка позволяют человеку верить в свои силы и ждать от себя и для себя многого. Если человек обладает чувством самоуважения, то рассчитывает на собственный успех и как правило его не скрывает.
Социально уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.
Социально уверенное поведение характеризуется умением:
реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других). К умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится: умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т. п.)
Значит, каждый ребенок ищет поддержку, одобрение со стороны взрослых, нуждается в любви и вере в его силы.
Подготовила педагог-психолог МБДОУ детский сад №2 «Колокольчик» Голубева О. Е.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. -447 с.
2. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Уч. пос. - М. : Ось-89. 1999.
3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. - М. : Институт практического психолога. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды : В 2-х т. - М., 1986.
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб. : Союз, Лениздат, 2000.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963. - Т. 1, - М., 1970. -Т. 2.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
11. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л. : Наука, 1990. -168 с.
12. Фельдштейн А. И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - М., 1997.
13. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. - Пермь: Перм. ун-т, 1992. - 264 с.
14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Пельдштейна, - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416с.