Валентина Свистунова
Опыт работы «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее.
Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика.
Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности.
Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Слайд 1.
Публикация «Опыт работы „Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность и в доказательство составила проект.
Актуальность
Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Это уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далкой от жизни детей.
Цель
Основная цель работы - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей –накопление и обогащение чувственного опыта детьми при знакомстве со сказочными героями в познании многих сторон математической действительности.
Задачи
1. Развить познавательные способности детей, приучать к умственному труду, умению длительное время сосредотачиваться на решении познавательных задач и добиваться результата.
2. Путем индивидуальной работы повысить интерес
детей к математике, развивать математическую терминологию у детей.
3. Создать условия для самостоятельной математической деятельности : уголок занимательной математики, настольно-печатные, игры шнуровки и развивающие игры.
4. Более тщательно проработать игровые занятия с включением логико-математических игр, а также игры, которые я придумала сама для развития имеющихся знаний и умений у детей;
5. Повысить интерес, к математической деятельности используя сказку и игры со сказочными героями
6. Проводить беседы и консультации с родителями.
«Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло»
Хочу напомнить вам древнюю пословицу :
«Я слышу –и я забываю,
я вижу –и я запоминаю,
я делаю –и я понимаю».
Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть, и Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – мои бесценные помощники.
В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Судите сами.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом.
«Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики
(присчитывание по единице).
С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме.
Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинная» и «короткая»
Но просто читать сказки – этого мало.
Ведь там, где находится место сказке, всегда царит
хорошее настроение.
Вот почему в процессе формирования элементарных
математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Это позволяет мне не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные
математические задачи.
Через сказку я не только повторяю и закрепляю пройденный
материал, но и знакомлю детей с новым, учу их самостоятельно добывать знания.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» так может начинаться любая математическая сказка. Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы.
Воспитатель: я приглашаю вас в сказку, но не простую, а математическую.
Например: сказка «Колобок» в младшей группе, где дети закрепили не только геометрические фигуры, но с удовольствием работали с солёным тестом, сами лепили колобки, вместе с мамой Мэри.
В старшей группе по сказке «Красная шапочка» закрепила с детьми дни недели, побывали на сказочной поляне, расколдовали зверя – Волка и он стал добрым. Дети выкладывали волка по схеме.
Играли в дидактическую игру «Волшебные рыбки» закрепив порядковый счёт. Вы познакомитесь с «живыми» цифрами, которые не только расскажут о себе, но и покажут какие они сообразительные, ловкие и умелые. А вы им будете помогать.
Закрепили геометрические фигуры, открыв замок в домике у бабушки.
Век компьютеризации смело шагнул в наш детский сад. Мультимедийное оборудование таит в себе неограниченные возможности по созданию сказочной атмосферы на любом занятии.
При необходимости он может заменить традиционный фланелеграф.
С помощью «волшебного экрана» можно общаться с героями популярных мультфильмов, которые помогают мне в создании
мотивации, постановке целей или просто служат сюрпризным моментом.
Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!
Но распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.
Я– воспитатель. Воспитываю я?
Любовь дарю.
И я судьбу благодарю за то,
Что мне даёт то детское тепло.
И от него мне так светло.
Учу считать, творить, красиво говорить,
Любить природу, старость уважать,
А в дружбе – друга понимать.
Ценить добро, не помнить зло,
Учу их человеком быть и просто – жить!
Благодарю за внимание!