Наталья Галихина
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47»
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
воспитателя группы среднего дошкольного возраста №10
Галихиной Натальи Владимировны
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Образование: высшее
Педагогический стаж: 28 лет
Дата начала работы над темой: сентябрь 2013
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Предполагаемая дата окончания : май 2016
г. Арзамас, 2013 г.
I – ЭТАП.
САМОСОЗНАНИЕ.
Работу над своим педагогическим саморазвитием я начала с анализа своей деятельности, умений, навыков, успехов, неудач, а также сравнила свои результаты работы над требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам в ходе реализации ФГОС ДО.
САМОДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Индивидуальная диагностическая карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
№ Параметры оценки Самооценка педагога (+/-)
1 Общие: +
Умение критически мыслить; +
Умение не пасовать перед трудностями; +
Ответственное отношение к труду; +
Адекватность самооценки. +
Профессиональные:
Сформированность системы педагогических принципов; +
Гуманистические ценные ориентации на работу с детьми; +
Активность в защите интересов детей и овладение им помощи; +
Отношение к ребенку как к главной ценности; +
Стремление к самообразованию; +
Стремление к сотрудничеству; +
Обладание авторитетом. +
2 Культура педагога.
Общая:
Развитие коммуникативных умений и навыков; +
Культура общения; +
Культура внешнего вида; +
Профессиональная:
Культура поведения с детьми; +
Культура рабочего места, группы; +
Эстетическое оформление группы. +
3 Общие знания, умения, навыки:
Эрудиция; +
Проявление творчества в работе; +
Умение переключать и распределять внимание; +
Умение концентрировать внимание на решение педагогической проблемы; +
Знание нормативных документов ДОУ; +
Умение координировать свою деятельность с деятельностью других членов педагогического коллектива +
4 Профессиональные знания, умения, навыки.
Общие:
Умение планировать работу своей группы; +
Умение оценивать уровень развития своей группы; +
Умение организовывать детей на занятиях и в свободной деятельности; +
Умение использовать в своей работе новые методики и технологии; -
Умение создавать в группе спокойную атмосферу; +
Умение организовывать работу с родителями; +
Умение осуществлять индивидуальный подход; +
Умение создавать зону успеха каждому ребенку; -
Умение выслушать и услышать ребенка. +
Специальные:
Умение выразительно читать литературные произведения; +
Владение основными видами движений; +
Владение навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования; +
Умение петь, танцевать. +
Психофизиологические свойства личности:
Такт; +
Гуманность; +
Рефлексия; +
Требовательность к себе; +
Организованность; +
Инициативность; +
Выдержка; +
Умение управлять своими эмоциями. +
Изучение затруднений в организации современного качественного образования.
№ Содержание вопроса Самооценка педагога (+/-)
1 Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях ДОУ. +
2 Владение педагогической диагностикой. +
3 Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний, умений). +
4 Умение планировать образовательный процесс. +
5 Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения. +
6 Использование методов, направленных на развитие воспитанников. +
7 Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников. -
8 Оказание дифференцированной помощи детям. +
9 Использование здоровьесберегающих технологий. +
10 Обеспечение благоприятных условий в группе:
- гигиенических;
- эстетических. +
11 Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей личностью педагога. +
12 Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников. +
13 Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумов +
САМОДИАГНОСТИКА (САМОКОНТРОЛЬ) УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Организация образовательной работы в группе.
№ Параметры оценки Самооценка педагога(+/-)
1 Является для детей образцом поведения. +
2 Оказывает существенное влияние на организацию воспитания в семье. +
3 При организации воспитательной работы ориентируется на интересы семьи и ребенка. +
4 Знаком с методикой и технологиями воспитательной работы. +
5 Умеет теоретические знания применять на практике. +
6 Уровень воспитанности детей в группе стабильно высокий. +
Индивидуализация педагогического процесса с детьми.
№ Параметры оценки Самооценка педагога(+/-)
1 Индивидуальная работа планируется с учетом: +
Уровня умственного развития: +
Скорости усвоения учебного материала; +
Уровня сформированности ЗУН; +
Личностных особенностей ребенка; +
Состояния здоровья. +
2 Работа проводится систематически, последовательно. +
3 План индивидуальной работы с ребенком постоянно корректируется. +
Организация познавательной деятельности детей.
№ Вопросы Самооценка педагога (+/-)
1 Использует ли педагог в своей работе современные программы и методические пособия, разработанные с учетом требований ФГОС ДО? +
2 Соблюдается ли системный подход к развитию и обучению детей? +
3 Предусматривается ли закрепление знаний, умений в ходе игровой, трудовой деятельности детей? +
4 Соответствуют ли используемые средства, методы, приемы обучения и развития возрасту детей? +
5 Вызывают ли занятия положительные эмоции у детей, желание заниматься этой деятельностью снова? +
Организация игровой деятельности.
№ Вопросы Самооценка педагога (+/-)
1 Соответствуют ли игры возрасту детей, их индивидуальным возможностям и способностям, современным требованиям к организации? +
2 Обогащается ли опыт детей, формируются ли новые знания, умения и навыки в процессе игровой деятельности? +
3 Все ли виды игр систематически проводятся в процессе работы с детьми (сюжетные игры, подвижные игры, игры с дидактическим материалом, с предметами-орудиями, строительные игры, игры на развитие речи, музыкальные игры и т. п.) +
4 Соответствуют ли предлагаемые игрушки гигиеническим, педагогическим требованиям и особенностям психического развития ребенка? +
5 Разные ли виды игрушек (и разнообразный ли материал) используются для организации игровой деятельности? +
6 Проводит ли педагог работу по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам, формирует ли умение и потребность убирать игрушки после игры на место? +
Самооценка.
На основе результатов проведенной самодиагностики я пришла к следующему выводу: нехватка профессиональных умений и навыков в области познавательного развития детей дошкольного возраста :
- Умение использовать в своей работе новые методики и технологии по познавательному развитию детей;
- Умение создавать зону успеха каждому ребенку.
II – ЭТАП.
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема:
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Актуальность.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Цель: повышение педагогической компетенции и мастерства по вопросам использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по вопросам использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая содействовала быформированию элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования игровых приемов.
Повысить уровень знаний родителей по вопросамиспользования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Разработать методические материалы для работы с детьми дошкольного возраста по вопросу использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Предполагаемый результат :
1. Воспитанники интересуются, стремятся проявлять настойчивость в достижении результатов своих действий;
2. В группе имеется центрматематики, насыщенный необходимыми играми и пособиями;
3. Повышено педагогическое мастерство;
4. Сформировано желание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми в вопросах использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
5. Разработаны и оформлены дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников и методические рекомендации по их проведению.
Этапы саморазвития.
Этапы Сроки выполнения Направления деятельности Задачи этапа Ответственные
I - организационный 2013-2014
уч. г Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания. Изучение методической литературы по теме. Подбор методик, форм работы по формированию
элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования игровых приемов. - повысить собственный уровень знаний;
- совершенствовать уровень аналитических навыков;
- изучить актуальность выбранной темы;
- определить цели и задачи, содержание практической деятельности, средств и методов работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Воспитатель Галихина Н. В.
Зам. Зав. По ВМР
Токарева Н. Г.
II - практический 2014-2015
уч. г Оснащение РППС. Разработка перспективного плана работы. Организация работы с воспитанниками и их родителями по Посещение ГМО, участие в методической работе ДОУ. -составить календарно-тематический план по использованию игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
- проведение наблюдения и выявление уровня развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр;
- анкетирование и индивидуальные беседы с родителями;
- разработать конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми;
- разработать и оформить дидактические игры, картотеки поформированию элементарных математических представлений у дошкольникови методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их проведению;
Оформить РППС («Центр математики») Воспитатель Галихина Н. В.
Зам. Зав. По ВМР
Токарева Н. Г.
III - обобщающий 2015-2016уч. г. Защита методических разработок на уровне ДОУ. Самоанализ. - Провести консультации для педагогов ДОУ «Математика –это интересно», «Использование игровых приемовдля формирования элементарных математических представлений в работе с детьми в условиях реализации ФГОС ДО»,
- разработать и провести родительское собрание на тему «Роль математических игр в развитии детей»
- разработать картотеку для родителей на тему «Картотека игровых приемовпо формированию элементарных математических представлений в домашних условиях»;
- Разработать памятки «Игры по математике для дошкольников»,«Играйте вместе с детьми». Воспитатель
ГалихинаН. В.
Зам. Зав. По ВМР
Токарева Н. Г.
III. РЕАЛИЗАЦИЯ.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые источники:
1. Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 17 октября 2013 года. № 1155
Основная литература:
1. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М. : Учитель, 2007.
2 Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М. : МЦНМО, МИОО, 2006.
3. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2007.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. ЛогиноваТ. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб. :Детство-Пресс, 2010. -244 с.
6. Математика от трех до семи : Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 176 с.
Изучение материалов и работа в сети интернет
1. https:// ped-kopilka.ru
2. https:// www.maam.ru
3. https:// nsportal.ruhttps://
УЧАСТИЕ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ
Сроки трансляции Наименование методических разработок Уровень Способ трансляции
2013г
Октябрь Доклад «Игровые приемы при формировании элементарных математических представлений дошкольников», ДОУ Выступление на педагогическом совете
Ноябрь Открытый показ организованной образовательной деятельности с воспитанниками среднеговозраста по познавательному развитию на тему «Прогулка в волшебный лес» ДОУ Открытый показ для педагогов
2014
Январь Доклад ««Значение элементарной математики в детском саду»
ДОУ Выступление на педагогическом совете
Октябрь Открытый показ организованной образовательной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста на тему «По страницам сказок» ДОУ Открытый показ для педагогов
2015
Январь Доклад «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников» ДОУ Выступление на педагогическом совете
Март Открытый показ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему «Интересные задания Королевы Математики» ДОУ Открытый показ
Сентябрь Доклад «Математика-это интересно» ДОУ Выступление на педагогическом совете
2016
Февраль Мастер класс «Развивающиеигры поформированию элементарных математических представлений» ДОУ Выступление на педагогическом совете
Апрель Открытый показ математического развлечения
«Ждут нас быстрые ракеты» ДОУ Открытый показ
Май Доклад «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
(из опыта работы) ДОУ Выступление на педагогическом совете