юлия кутова
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Усвоение математических знаний на разных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей. Одна из причин, порождающих затруднения в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям, важно через математическая подготовку формировать у детей логическое мышление. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся им необходимы им в игре и окружающем мире.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Через игры дети упражняются в применении знаний в новых условиях и развивают свои математические способности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.
Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
В своей работе по ФЭМП у детей я использую дидактические игры и упражнения, с учетом возрастных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка, его темперамента, интереса, желания, его накопленных знания, умения, навыки.
Провожу работу с детьми с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли, выслушиваю его высказыния, суждения, идеи. Всегда одобряю его стремления понять что-то и поддерживаю. Не спешу ему дать правильный ответ на все возникающие у него вопросы, а создаю условия для разворачивания его собственных размышлений, проявлений самостоятельности.
Больше внимания уделяю менее активным детям, стараюсь их больше мотировать на игру.
При выполнении игровых заданий и упражнений не использую оценку «правильно», «неправильно», а всегда задаю вопрос «Объясни, почему ты так сделал, сказал, нарисовал?» (пример с яблоком).
Стараюсь создать атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощённости, помогаю подбадриванием ребенка убрать чувство убрать чувство страха за ошибку, говоря, что все у тебя получится.
В режимных моментах упражняю детей на применение математических знаний : когда дети одеваются на прогулку-посчитай сколько у тебя пуговиц на кофте, когда смена полотенец (сколько детей-столько полотенец, подними под столом, положи перед собой, поливая цветы (сколько листьев у фикуса) и др.
Таким образом стараюсь вводить математику в жизнь детей,как можно чаще и делать «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подводить детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Я считаю, что наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике; сформировать у детей познавательный интерес; желание и привычку думать, стремление узнать новое. Поэтому нам воспитателям приходится применять много фантазии, творчества, где и схитрить, чтобы мы смогли развить познавательный интерес к математическим знаниям, а часто и делать пособие своими руками. Детям такие новинки пособия очень нравятся.
Итак, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у детей формируются интеллектуальные – познавательные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.