Ильмира Хуснуллина
Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т. е. первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Великий ученый Карл Фридрих Гаус сказал: «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Действительно это так, изучение математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения и речи; формирует такие качества у детей как настойчивость и терпение.
Публикация «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: количество и счет, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. Дидактическая игра имеет цели : ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).
Цель работы по данной теме: способствовать формированию у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
• изучить игровые технологии в обучении математике детей старшего дошкольного возраста;
• составить подборку дидактических игр математического содержания;
• использовать дидактические игры по ФЭМП в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей;
• повышать у детей интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр;
• способствовать совершенствованию познавательной деятельности детей, общего умственного развития.
• Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений :
• являются одним из источников умственного и речевого развития.
• способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
• облегчают процесс усвоения и закрепления знаний.
Дидактические игры провожу как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на :
Игры с предметами.
Настольно-печатные игры.
Словесные игры.
Игры с предметами.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: формировать умение отсчитывать предметы по заданному числу, закреплять знание цифр, развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Материал : мешочек, мелкие игрушки, карточки с цифрами.
Ход игры: в мешочек помещается более 10 мелких игрушек. Ребенку предлагают на ощупь отсчитать столько игрушек, сколько обозначает цифра, показанная воспитателем (или другим ребенком).
Настольно-печатные игры.
«Собери кружки»
Цель: закреплять умение считать в пределах 10, соотносить количество предметов с цифрой, развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Ход игры: ребенку предлагается собрать кружки. Для этого нужно сосчитать предметы на одной половине кружка и найти другую половину кружка с соответствующей цифрой.
Словесные игры.
Часто словесные игры я сопровождаю бросанием мяча.
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материал : мяч.
Ход игры: дети образуют круг (полукруг). Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!» Воспитатель называет любой день недели. Ребенок, поймавший мяч, продолжает называть дни до конца недели. Бросает мяч воспитателю обратно. Игра продолжается.
Также дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:
игры с цифрами и числами;
игры с геометрическими фигурами;
игры с величинами;
игры на ориентировку во времени;
игры на ориентировку в пространстве;
игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами.
Способствуют: развитию умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10, сравнивать числа в пределах 10, закреплению знаний о составе чисел в пределах первого десятка, закреплению знаний цифр от 0 до 9.
«Число и цифра»
Цель: закреплять знание цифр, упражнять в счете в пределах 10, развивать умение соотносить цифру с количеством предметов.
Материал : числовые карточки, карточки с цифрами.
Ход игры: у каждого ребенка на столе числовые карточки с кружками от 1 до 10. Воспитатель показывает цифру и просит поднять карточку, на которой изображено столько кружков, сколько обозначает данная цифра.
«Посади бабочку на цветок»
Цель: закреплять знание цифр, упражнять в счете в пределах 10, развивать умение соотносить цифру с количеством предметов.
Материал : изображения бабочек с разным количеством кружков, изображения цветочков с цифрами.
Ход игры: детям предлагается посадить бабочек на цветы, для этого им нужно сосчитать кружки на бабочке и положить ее на цветок с соответствующей цифрой.
«В какой руке сколько»
Цель: закреплять знание состава числа из двух меньших.
Материал : мелкие предметы (бусинки, орешки, камешки и т. п.)
Ход игры: воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. Детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Ребенок, который верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа.
Игры с геометрическими фигурами. Способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.
«Соберем бусы»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, умение читать схему.
Материал : комплекты геометрических фигур (блоки Дьенеша, карточки с символами, ниточки.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы из геометрических фигур. Воспитатель показывает карточки с символами геометрических фигур, а дети выкладывают на ниточки соответствующие геометрические фигуры.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, Продолжать развивать умение соотносить геометрические фигуры с формой предметов в окружающей среде
Материал : карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель показывает детям карточки с геометрическими фигурами, дети находят и называют предметы похожей формы.
Игры с величинами. Способствуют развитию умения устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, высоты, ширины или толщины.
«Сестрички»
Цель: закрепить умение строить ряд по величине.
Материал : 10 бумажных матрешек разного размера.
Ход игры: воспитатель говорит детям: «Матрешки - это сестрички. Они собрались гулять. Первой пойдет самая старшая : она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся» и т. д.
«Лесенки»
Цель: развивать умение сравнивать величины по высоте, учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера.
Материал : комплекты палочек Кюизенера для детей, изображения животных (например, мышек)
Ход игры: Мышки поднялись по лесенкам. Вторая мышка поднялась на три ступеньки, первая мышка забралась на одну ступеньку ниже, чем вторая, а третья мышка забралась выше второй. Построй из палочек лесенки для каждой мышки.
Игры на ориентировку во времени. Способствуют закреплению представлений о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
«Части суток»
Цель: закреплять представления детей о частях суток.
Материал : карточки с изображением частей суток.
Ход игры: у детей карточки с изображением разных частей суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определенные части суток. Дети должны поднять соответствующую карточку.
Игра «Живая неделя»
Цель: закрепить умение называть дни недели по порядку, соотносить цифру с днем недели.
Материал : карточки с цифрами.
Ход игры: цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Дети (7 человек) выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Игры на ориентировку в пространстве. Способствуют совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве, в том числе на плоскости.
«Составь картинку»
Цель: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал : белые листы, наборы предметных картинок.
Ход игры: детям предлагается составить картинку, для этого воспитатель дает указания, куда положить названную предметную картинку (например, елочку положим с правой стороны листа и т. д.)
«Найди игрушку»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Материал : игрушка.
Ход игры: «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушку. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушку, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д.»
Игры на логическое мышление. Способствуют формированию умения рассуждать, делать умозаключения.
К этой группе можно отнести игры на нахождение отличий, поиск недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, продолжение цепочки фигур, цифр…
«Найди лишнюю фигуру»
Цель: способствуют формированию логического мышления.
Материал : картинка с изображением фигур, на которой все фигуры одинаковые, а одна из них отличается каким-нибудь элементом.
Ход игры: ребенку предлагается найти лишнюю фигуру на изображении и объяснить свой выбор.
«Найди недостающую фигуру»
Цель: способствовать формированию логического мышления.
Материал : картинка с изображением ряда фигур, на которой не хватает одной фигуры.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать фигуру, которую нужно вставить в изображение, и объяснить свой выбор.
В основном дидактические игры по ФЭМП направлены на закрепление полученных знаний.
Также в ФЭМП я использую информационно-компьютерные технологии – игры с использованием презентаций, которые очень интересны детям.
Используя дидактические игры по ФЭМП в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, повышают эффективность педагогического процесса. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: запоминают новое, повторяют уже известное, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.
Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!