ольга ващенко
Роль фольклора в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.
Публикация «Роль фольклора в формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Фольклорный материал приобщает детей к активной умственной деятельности, вырабатывает умение выделять математическую ситуацию, математические отношения, замаскированные внешними, несущественными данными. В ходе поиска ответа дошкольники выдвигают догадки, т. е. как бы внезапно приходят к правильному ответу, решению. Но эта внезапность кажущаяся. На самом деле они находят путь на основании обдумывания, используя логические приемы мышления – анализ и синтез.
Произведения фольклора широко использую в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом (числом, величиной и др.); как прием, обостряющий наблюдательность: при закреплении определенных знаний, умений; как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
На занятиях по ФЭМП фольклорный материал (считалка, загадка, персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Поэтому необходимость соединения современных требований к воспитанию и развитию дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Одной из наиболее важных задач, я считаю, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Я неоднократно обращалась к вопросу о том, как сделать так, чтобы мои воспитанники с желанием и интересом вошли в мир математики.
Знакомство с работой А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду» и материалом Л. В. Ворониной, Н. Д. Суворовой «Знакомим дошкольников с математикой» помогло мне выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей, используя фольклор и художественное слово.
Цель моего опыта – развитие математических представлений средствами фольклора.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
Представить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами) с использованием элементов фольклора, способствующую:
а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
г) формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
е) овладению навыками речевого общения;
ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Я работаю по программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, которая нацеливает меня на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию математических способностей детей. Предлагаемые программой списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.
Мною систематизированы различные формы народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы:
Количество и счёт;
Величина;
Геометрические фигуры:
Ориентировка во времени;
Ориентировка в пространстве;
Широкие возможности для формирования математических представлений у дошкольников представляют малые фольклорные формы : пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Малые фольклорные формы, подчиняясь общим признакам, закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Ценность этих произведений заключается, прежде всего, в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания-наигрыши используются в сочетании с игровыми приемами: хлопаньем в ладоши, ритмическими движениями, контактным взаимодействием, что также используется в процессе математического образования детей.
Знакомство с малыми фольклорными формами обязательно сопровождаю показом наглядного материала, что позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, помогает запоминанию и пониманию математического материала, развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности, тренировке внимания и памяти.