Аня Репина
Опыт работы педагога ср. гр. «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Опыт Работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разработан педагогом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №25 городского округа Вичуга в процессе одной из задач годового плана учреждения в 2017-2018 учебном году Репиной А. В.
Публикация «Опыт работы педагога ср, гр, „Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
В нём содержится теоретическое обоснование рассматриваемого вопроса, практический материал по организации занятий по ФЭМП с дошкольниками с использованием дидактических игр, а также организация свободной деятельности детей возраста 4-5 лет в условиях детского сада (перспективное планирование ФЭМП на учебный год, конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми, комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста).
Опыт работы адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего возраста в качестве практического пособия.
Содержание
Введение…с. 4-7
Основная аналитическая часть…. с.
Заключение…. с.
Литература….
Приложение….с.
Введение
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявлениях взаимодополняющих направлениях развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Актуальность. Современное общество волнует, на сколько интеллектуально развитым будет следующее поколение, как и на каком этапе, не принося вреда здоровью ребёнка осуществлять воспитательно-образовательный процесс. Роль дидактических игр в формировании математических представлений у дутей дошкольного возраста определяется её недостаточной разработанностью на современном этапе развития человечества. Не многим педагогам и воспитателям удаётся правильно включить дидактические игры в процесс обучения, чтобы они приносили ощутимую пользу детям и развивали бы детей интеллектуально. Если в процессе формирования математических представлений у детей использовать дидактические игры, то этим достигается более высокий уровень интеллектуального развития. Существенное повышение уровня развития умственных способностей ребёнка в результате выполнения специальных заданий, требующих использования разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей. Если учесть то, что именно дидактические игры являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста, то результат усвоения ребёнком определенного заданного программой круга знаний и умений будет успешным. Все Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное их назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несёт конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр. Их использование улучшает восприятие ребёнком материала, и он принимает более активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьёзного настроя, мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает память, наблюдательность, учится размышлять, анализировать, сравнивать, преодолевать трудности, одновременно приобретая опыт общения. Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости предметов и чисел. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций). Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память, мышление. Воображение малыша. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причём столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры ведёт к высокой степени открытости участников.
Можно выделить следующие особенности игры дошкольников:
1. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра – эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.
3. Игра способствует формированию всех сторон ребёнка.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На занятиях и в свободной деятельности детей широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное, одновременно решаются обучающие и игровые задачи.
Дидактические игры делятся на : - игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры-головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного она выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.
Основная аналитическая часть
Систематическое использование дидактических игр совершенствует общие умственные способности детей: логическое мышление, последовательность действий, сообразительность, пространственные и временные представления. В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию и качество приобретённых детьми навыков в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Создавать условия для развития познавательно активной деятельности через пополнения развивающих центров (дидактическими играми, наглядными пособиями).
2. Показать, как дидактические игры влияют на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста;
3. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и дидактических игр.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если;
- учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;
- учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Начиная работу с детьми, мы провели диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким. Дети допускали ошибки в счёте, не могли ориентироваться во времени, многие затруднялись в названии геометрических фигур.
Изучая новую литературу, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы сможем исправить проблемы знаний у детей. В этом учебном году мы работаем углублё нно над темой: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Формы проведения :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы обучения
1. Наглядно-действенные приёмы.
2. Игры с мелкими предметами.
3. Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
4. Сюжетные игры.
5. Словесные игры.
Предполагаемый результат :
1. Пополнение развивающих центров дидактическими играми по математике.
2. Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.
Сентябрь 2017г.
- Подборка дидактических игр
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»
Октябрь 2017г.
- Дидактическая игра «Сложи из треугольников».
- Дидактические фигуры в загадках.
- Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
- Дидактическая игра «Купим пуговицы».
Цель: Развивать мышление, воображение, творчество; закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок; пополнение дидактической игрой группу; учить соотносить по величине предметы, совершенствовать счёт в пределах 5.
Ноябрь 2017
- Сюжетная игра «Магазин»
- Д/и «Правильный счёт»
- Д/и «Кто где»
- Д/и «помоги цыплятам»
Цель: Совершенствовать навыки счёта в пределах 5; помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счёта; учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху; учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Декабрь 2017г.
- Д/и «Динь- динь!».
- Игра «Разложи в коробки»
- Ира «Самолёты»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 6; учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины; закрепление понятий «один», «много»; закрепление понятий «один», «много».
Январь 2018
- Игра «Поручение»
- Дидактическая игра «Найди и назови»
- Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки»
- Игра с крышками от бутылок «Собери фигуру».
Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета; учить сравнивать по высоте, обозначать результаты сравнения словами: низкий, высокий, выше, ниже; развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение Д/игрой группу.
Февраль 2018г.
- Считалки с иллюстрациями
- Дидактическая игра «Цифры заблудились»
- Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Цель: Упражнять считать в пределах 7;упражнять детей в счёте в пределах 5 и обратно; предложить родителям картотеку игр по математике.
Март 2018
- Составление из геометрических фигур «Цветок для мамы»
- «Соберём бусы»
- Дидактическая игра : «По какому мостик катится колобок»
- «Найди различия»
Цель: Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину; формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур (счёт в пределах 8; развитие мышления, логики; совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.
Апрель 2018
- Игровая ситуация «Весна пришла»
- Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»
- Лото «Геометрические фигуры»
Цель: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине; закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (счёт в пределах 9); развитие представлений о геометрических фигурах.
Май 2018г.
- Дидактическая игра : «Разноцветные фонарики»
- Игровое упражнение «Письмо от волшебника»
- Игровое упражнение: «н7айди такой же и положи в корзину»
Цель: Упражнять в счёте в пределах 10 и различии цветовой гаммы; упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 10);развивать умение подбирать предметы одинаковые по цвету и форме.
Заключение
Целью нашей работы было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для её достижения мы проанализировали педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе занятий с детьми по формированию элементарных математических представлений, провели работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающий их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста занимался в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него интерес к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.
Занимаясь с детьми и применяя игровые приёмы, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость от обучения.
В ходе проделанной нами работы было подтверждено, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, мы отмечаем эффективность проводимой работы в нашей группе по использованию дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в свободной деятельности детей.
Практическая значимость: в данном педагогическом опыте была разработана система занятий с использованием дидактических игр по форммированию элементарных математических представлений средних дошкольников. Материалы данного опыта могут быть использованы воспитателями в педагогической деятельности и родителями в занятиях с детьми дома.
В дальнейшем мы планируем совершенствовать свою работу в данном направлении: расширение предметно-развивающей пространственной среды в группе, изучение опыта коллег, разработка новых практических материалов для работы с детьми.
Список литературы
1. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004г.
2. Лебеденка Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста /Е. Н. Лебеденко. – СПб. : Детство-Пресс, 2003г.
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М. : Баласс, 2003г. -256 с.
4. Соловьёва Е. В. Моя математика. Знакомимся с числами. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. Москва, Просвещение 2002г.
5. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. Москва, Просвещение 2002г.
6. Интернет-ресурсы.