Валентина Шкундина
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Подготовила воспитатель : Шкундина В. П.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как: социальная и интеллектуальная компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность, коммуникативность.
Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».
Но просто читать сказки – этого мало. Нужно попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений нужно предлагать детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку не только повторяют и закрепляют пройденный материал, но и знакомят детей с новым, учат их самостоятельно добывать знания.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» так может начинаться любая математическая сказка. Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы.
Сочиняя сказку, нужно продумывать к ней пособия или мультимедийное сопровождение.
Так, в путешествии по сказочному городу Фигурграду нужна магнитная ширма – улица с домиками, в окошки которых ребята расселяют его жителей – геометрические фигуры, показывая при этом своё умение ориентироваться в пространстве.
Пособия «Приключение Смешариков» и «Сказочный замок» многофункциональные и выполняются в двух плоскостях: с их помощью решают всевозможные задачи (совершенствуют у детей навыки количественного и порядкового счета, знакомят с составом чисел, учат детей на наглядной основе решать простые арифметические задачи, ориентироваться в пространстве, уточнять знания известных геометрических фигур).
Век компьютеризации смело шагнул в детский сад. Мультимедийное оборудование таит в себе неограниченные возможности по созданию сказочной атмосферы на любом занятии. Волшебный экран может превратиться в пульт управления космического корабля или машины времени. При необходимости он может заменить традиционный фланелеграф. С помощью «волшебного экрана» можно общаться с героями популярных мультфильмов, которые помогают в создании мотивации, постановке целей или просто служат сюрпризным моментом.
Таким образом, можно смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!
Но распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, нужно не только знакомить их с математикой, но и учить их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.
Я– воспитатель. Воспитываю я?
Любовь дарю.
И я судьбу благодарю за то,
Что мне даёт то детское тепло.
И от него мне так светло.
Учу считать, творить, красиво говорить,
Любить природу, старость уважать,
А в дружбе – друга понимать.
Ценить добро, не помнить зло,
Учу их человеком быть и просто – жить!
Благодарю за внимание!