Юлия Шабалина
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами.
Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.
Основная цель использования дидактического материала : научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В средней группе занятия по развитию элементарных математических
представлений проводятся еженедельно. Продолжительность занятия – 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.
Внимание четырехлетних детей, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения : показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.
На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы.
Задачи самообразования:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.
4. Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми :
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом дидактических игр;
- Взаимодействие с родителями- консультации и беседы.
Методы и приё мы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр,
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами.
Использовались игры :
- «Геометрические вкладыши»
- «Крупная и мелкая мозаика»
- «Заплатки для одежды»
- «Узнай что в мешочке?»
- «Разрезные картинки»
- «Строим из конструктора»
- «Математическая гусеница»
Предполагаемый результат :
Использование игровых приемов способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Этапы проведения дидактических игр
для развития мелкой моторики
в младшем дошкольном возрасте
Успешность работы с детьми среднего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития математических способностей каждого воспитанника.
II этап – Теоретический
На этом этапе проводится изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки математических игр, игр с прищепками и т. д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие внимания, памяти, логического мышления, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Формы работы
С детьми С педагогами Самообразование С родителями
I этап
Организационно-диагностический
сентябрь
Проведение диагностического обследования Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
- Выбор и определение темы самообразования
- Планирование работы по теме самообразования
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
II этап
Теоретический
октябрь
Дидактические игры:
- Мозаика
- Бусы
- Счетные палочки - Составление плана по самообразованию
- Оформление картотеки математических игр. Анкетирование родителей по теме «Математическое развитие детей 4 лет».
III этап
Обобщающий
ноябрь
Дидактические игры:
- Конструктор
- Бусы
- «Чудесный мешочек»
- «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) Выступление на педагогическом совете по теме: Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»
- Подбор и разработка дидактических игр.
- Создание картотеки дидактических игр
Буклет «Сказочные лабиринты игры»
декабрь
Дидактические игры:
- «Строим дом» из счётных палочек
- «Помоги Снегурочке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
- «Наряди ёлочку» - Подбор и разработка дидактических игр.
- Пополнение картотеки
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Консультация для родителей: «Математические игры по дороге домой»
январь
Дидактические игры:
- «Разрезные картинки»
- «Найди вторую половинку» - разрезные картинки
- «Цветные палочки» Участие в педагогической ярмарке. Представление дидактической игры по математическому развитию : «Математическая гусеница»
- Пополнение картотеки дидактических игр.
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Памятка для родителей: «Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома»
февраль
Дидактические игры:
- «Пазлы»
- «Выложи дом из цветных геометрических фигур»
- Спрячем животных (заплатки из геометрических фигур) - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
- Изготовление дидактических игр. Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет»
март
Дидактические игры:
- «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
- «Математическая гусеница» - Пополнение картотеки дидактических игр.
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
- Изготовление дидактических игр. Выставка для родителей дидактических игр.
апрель
Дидактические игры:
- «Пазлы»
- «Домино»
- Математические цветочки - Оформление картотеки дидактических игр.
- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
- Изготовление дидактических игр. Консультация для родителей: «Учим математике играя» (в помощь родителям для домашних игр)
май
Диагностика уровня
сформированности
математических представлений. Отчет по теме самообразования. - Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
- Оформление работы в полном варианте. Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
2. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (средний дошкольный возраст). / В. Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
3. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000.
4. Петерсон Л. Г., Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
5. Фалькович Т. А., Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
6. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
1. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
2. https://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
3. https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
10.https://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
11.https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
1. https://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".