Елена Басаева
Роль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка. Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Публикация «Роль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации : это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит : «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.
В нашей группе силами родителей и педагогов создана целая коллекция пальчиковых кукол : вязанные, фетровые, бумажные, деревянные, появились разные ширмы. В группе функционирует наряду с театральным уголком и театральная мастерская, где имеются шаблоны и изобразительный материал, необходимый для изготовления простейших пальчиковых кукол. Все атрибуты ребята могут использовать в своей самостоятельной творческой деятельности. В ходе работы над спектаклями, словарь детей обогащается и театральными терминами : «сцена», «актеры», «зрители».
Таким образом, интеграция детской игры и театрального искусства позволяет расширять кругозор детей младшего дошкольного возраста, развивать их ручную умелость и речевую активность.