Светлана Кулакова
План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
Публикация «План самообразования на тему „Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
1. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать желание заниматься; воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом.
2. Научить выражать свои чувства и эмоции, говорить четко, внятно. укреплять мышцы артикуляционного аппарата; формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции; развивать у детей артикуляционный аппарат, интонационную выразительность голоса, речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
Предполагаемый результат: устранение патологических артикуляционных укладов, сложившихся в результате компенсаторных процессов (при формах дизартрии, формирование определённых нормативных артикуляционных укладов. Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.
План работы по теме :
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
Период Содержание
1 этап. Подготовительный
Сентябрь 1. Определение темы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения.
2. Постановка целей, задач.
3. Предполагаемый результат.
2 этап. Аналитический
Октябрь Составление плана работы по самообразованию
3 этап. Организационный
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март Теоретическая часть:
Изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег. Выявить роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
Изготовление книжки самоделки на тему «Весёлый язычок»
4 этап. Завершающий
Апрель Систематизация теоретической части, практического материала, подборка материалов и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики.
5 этап. Презентационный
Май 1. Доклад о проделанной работе по теме для воспитателей и специалистов ДОУ.
2. Отчёт о работе по теме самообразования
Этапы самообразования
Период Проделанная работа
1 этап. Подготовительный
Сентябрь 1. Была определена тема работы по самообразованию :
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:
М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например «часики», «качели», «окошко», «улыбка». В начале логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно, на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений : «грибок», «гармошка», «кучер»
2. Поставлены цели и задачи:
Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать желание заниматься; воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом.
2. Научить выражать свои чувства и эмоции, говорить четко, внятно. укреплять мышцы артикуляционного аппарата; формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции; развивать у детей артикуляционный аппарат, интонационную выразительность голоса, речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
3. Предполагаемый результат: устранение патологических артикуляционных укладов, сложившихся в результате компенсаторных процессов (при формах дизартрии, формирование определённых нормативных артикуляционных укладов. Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.
2 этап. Аналитический
Октябрь Составлен перспективный план работы по самообразованию.
3 этап. Организационный
Теоретическая часть:
Изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег. Выявить роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.
Ноябрь Изучена методическая литература
Филичева Т. Б. «Основы логопедии»
Декабрь Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
Январь Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Февраль Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»
Практическая часть:
Март Изготовление книжки самоделки на тему «Весёлый язычок»
4 этап. Завершающий
Апрель Систематизация теоретической части, практического материала, подборка материалов и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики.
5 этап. Презентационный
Май 1. Доклад о проделанной работе по теме для воспитателей и специалистов ДОУ.
2. Отчёт о работе по теме самообразования
Отчёт по теме самообразования : «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».
Целью самообразования на 2014-2015 учебный год являлось научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии»
2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
3. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
4. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о роли артикуляционной гимнастики :
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов-логопедов нашего города, а также работой педагогов нашего района. Благодаря интернету, я познакомилась с опытом работы логопедов нашей страны, осуществляющих и устраняющих патологические артикуляционные уклады, сложившиеся в результате компенсаторных процессов.