Получи документы

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Светлана Кулакова
План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

Публикация «План самообразования на тему „Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать желание заниматься; воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом.

2. Научить выражать свои чувства и эмоции, говорить четко, внятно. укреплять мышцы артикуляционного аппарата; формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции; развивать у детей артикуляционный аппарат, интонационную выразительность голоса, речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Предполагаемый результат: устранение патологических артикуляционных укладов, сложившихся в результате компенсаторных процессов (при формах дизартрии, формирование определённых нормативных артикуляционных укладов. Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.

План работы по теме :

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год

Период Содержание

1 этап. Подготовительный

Сентябрь 1. Определение темы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения.

2. Постановка целей, задач.

3. Предполагаемый результат.

2 этап. Аналитический

Октябрь Составление плана работы по самообразованию

3 этап. Организационный

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег. Выявить роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Практическая часть:

Изготовление книжки самоделки на тему «Весёлый язычок»

4 этап. Завершающий

Апрель Систематизация теоретической части, практического материала, подборка материалов и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики.

5 этап. Презентационный

Май 1. Доклад о проделанной работе по теме для воспитателей и специалистов ДОУ.

2. Отчёт о работе по теме самообразования

Этапы самообразования

Период Проделанная работа

1 этап. Подготовительный

Сентябрь 1. Была определена тема работы по самообразованию :

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:

М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например «часики», «качели», «окошко», «улыбка». В начале логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно, на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений : «грибок», «гармошка», «кучер»

2. Поставлены цели и задачи:

Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать желание заниматься; воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом.

2. Научить выражать свои чувства и эмоции, говорить четко, внятно. укреплять мышцы артикуляционного аппарата; формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции; развивать у детей артикуляционный аппарат, интонационную выразительность голоса, речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

3. Предполагаемый результат: устранение патологических артикуляционных укладов, сложившихся в результате компенсаторных процессов (при формах дизартрии, формирование определённых нормативных артикуляционных укладов. Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.

2 этап. Аналитический

Октябрь Составлен перспективный план работы по самообразованию.

3 этап. Организационный

Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег. Выявить роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.

Ноябрь Изучена методическая литература

Филичева Т. Б. «Основы логопедии»

Декабрь Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

Январь Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Февраль Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»

Практическая часть:

Март Изготовление книжки самоделки на тему «Весёлый язычок»

4 этап. Завершающий

Апрель Систематизация теоретической части, практического материала, подборка материалов и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики.

5 этап. Презентационный

Май 1. Доклад о проделанной работе по теме для воспитателей и специалистов ДОУ.

2. Отчёт о работе по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования : «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

Целью самообразования на 2014-2015 учебный год являлось научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии»

2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

3. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

4. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о роли артикуляционной гимнастики :

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов-логопедов нашего города, а также работой педагогов нашего района. Благодаря интернету, я познакомилась с опытом работы логопедов нашей страны, осуществляющих и устраняющих патологические артикуляционные уклады, сложившиеся в результате компенсаторных процессов.

Публикации по теме:

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1младшей группы №2 Эрендженова Мария.

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста» Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №88» Пивкина.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Занятие по развитию речи в старшей группе Педагогический опыт по теме: «Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Разработка НОД (старший.

Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские.

Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Роль театра в развитии активной и пассивной речи детей раннего возраста Цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании».

Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. (Из опыта работы) Я работаю в специализированном доме ребенка. У нас воспитываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 августа 2015 в 20:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кулакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД