Получи документы

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Елена Пономаренко
Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в настоящее время, живое общение чаще всего заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, постоянно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится актуальной проблемой в современном мире.

Публикация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Хорошо развитая речь помогает ребенку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, взрослыми, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания для полноценного развития личности ребенка.

Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из них является театрализация.

Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием песен, импровизацией. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются.

Исследования, проведенные Т. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показали, что театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельное театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действия детей с куклами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнения песен от лица персонажа, напевания, их инсценирования).

Театрализованные игры являются играми – представлениями. В них с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм у детей развивают эмоциональную сферу, расширяют и обогащают опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Играя в театр дети с нарушением речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их интонаций, повышают эмоциональный интеллект (узнают как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, предавать яркость и индивидуальность образов выступления, контролировать поведение.)

Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольника (сочинение сюжетов сказок или импровизация заданного сюжета). Театрализованная деятельность может быть своеобразным шагом интеграции в обществе и является эффективным средством развития выразительности речи у детей с нарушениями речи.

Для реализации коррекционной работы с детьми с нарушением речи через театрализованную игру, в нашей группе сложилась традиция театральной пятницы. Дети с нетерпением ждут этого дня. На занятиях в театральном кружке «Сказка», дети узнают о театре и театральных профессиях, знакомятся с разными видами театров. Вместе детьми рассматриваем альбом «Здания театров мира». Играя в театр у детей развиваются речевые навыки : дикция, эмоциональность, правильный лексический и грамматический строй речи. Используем такие методы обучения: рассказ, этюды М. Чистяковой на выразительность жеста, выражения эмоций, пальчиковый тренинг, артикуляционная гимнастика, театральные игры, сказки и спектакли. В работе с детьми применялись следующие упражнения:

«Жадный медведь», «Разные лица» и «Что мы делали не скажем». На развитие выразительности мимики и жестов.

«Поем песенку», «Снежок». На формирование длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.

«Давай поговорим», «Фраза по кругу» Э. Г. Чуриловой. На развитие техники речи.

Проводим игры на развитие слухового внимания : «Слушай- выполняй» и «Дождик» Е. Сорокиной.

Театрализованные игры используем как на занятиях, праздниках, развлечениях, так и в повседневной жизни детей и самостоятельной театрализованной деятельности. Детям очень нравится выполнять творческие задания, сочинять сказки, забавные истории. Обычно подготовка к театральной игре захватывает всю группу, на каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечет за собой развитие речи детей. Играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, дети полностью раскрываются, даже самые стеснительные и замкнутые. Большинство детей научились интонировать, использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция.

Театрализованная игра - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребенка дошкольника : активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи. Темпа и выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

Используемая литература:

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для

работников ДОУ.

2. Доронова Т. М. Играем в театр. Т. М, Доронова М. : Просвещение 2009.

3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. –М. : ТЦ Сфера 2006.

4. Волкова Л. С. Шахновский С. Н. Логопедия- М. : Владос 2003

Публикации по теме:

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1младшей группы №2 Эрендженова Мария.

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста» Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №88» Пивкина.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.

Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Занятие по развитию речи в старшей группе Педагогический опыт по теме: «Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Разработка НОД (старший.

Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 1 слайд Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 2 слайд Театр – искусство прекрасное.

Роль предметно-развивающей среды в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи В жизнь педагогов дошкольных учреждений основательно входит ФГОС ДО. Стандарт направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. (Из опыта работы) Я работаю в специализированном доме ребенка. У нас воспитываются.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 22:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пономаренко (УИ 363554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД