Елена Пономаренко
Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление.
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в настоящее время, живое общение чаще всего заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, постоянно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится актуальной проблемой в современном мире.
Публикация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Хорошо развитая речь помогает ребенку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, взрослыми, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.
Овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания для полноценного развития личности ребенка.
Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из них является театрализация.
Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием песен, импровизацией. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются.
Исследования, проведенные Т. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показали, что театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельное театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действия детей с куклами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнения песен от лица персонажа, напевания, их инсценирования).
Театрализованные игры являются играми – представлениями. В них с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм у детей развивают эмоциональную сферу, расширяют и обогащают опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Играя в театр дети с нарушением речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их интонаций, повышают эмоциональный интеллект (узнают как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, предавать яркость и индивидуальность образов выступления, контролировать поведение.)
Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольника (сочинение сюжетов сказок или импровизация заданного сюжета). Театрализованная деятельность может быть своеобразным шагом интеграции в обществе и является эффективным средством развития выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Для реализации коррекционной работы с детьми с нарушением речи через театрализованную игру, в нашей группе сложилась традиция театральной пятницы. Дети с нетерпением ждут этого дня. На занятиях в театральном кружке «Сказка», дети узнают о театре и театральных профессиях, знакомятся с разными видами театров. Вместе детьми рассматриваем альбом «Здания театров мира». Играя в театр у детей развиваются речевые навыки : дикция, эмоциональность, правильный лексический и грамматический строй речи. Используем такие методы обучения: рассказ, этюды М. Чистяковой на выразительность жеста, выражения эмоций, пальчиковый тренинг, артикуляционная гимнастика, театральные игры, сказки и спектакли. В работе с детьми применялись следующие упражнения:
«Жадный медведь», «Разные лица» и «Что мы делали не скажем». На развитие выразительности мимики и жестов.
«Поем песенку», «Снежок». На формирование длительного плавного выдоха и направленной воздушной струи.
«Давай поговорим», «Фраза по кругу» Э. Г. Чуриловой. На развитие техники речи.
Проводим игры на развитие слухового внимания : «Слушай- выполняй» и «Дождик» Е. Сорокиной.
Театрализованные игры используем как на занятиях, праздниках, развлечениях, так и в повседневной жизни детей и самостоятельной театрализованной деятельности. Детям очень нравится выполнять творческие задания, сочинять сказки, забавные истории. Обычно подготовка к театральной игре захватывает всю группу, на каждую роль выбирается несколько исполнителей, остальные дети принимают участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов для игры. Все эти действия сопровождаются обсуждением, проговариванием, что влечет за собой развитие речи детей. Играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, дети полностью раскрываются, даже самые стеснительные и замкнутые. Большинство детей научились интонировать, использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция.
Театрализованная игра - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребенка дошкольника : активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи. Темпа и выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.
Используемая литература:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для
работников ДОУ.
2. Доронова Т. М. Играем в театр. Т. М, Доронова М. : Просвещение 2009.
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. –М. : ТЦ Сфера 2006.
4. Волкова Л. С. Шахновский С. Н. Логопедия- М. : Владос 2003