Марина Ревина
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
А ещё игры с пальчиками - один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
1. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
2. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
3. Используйте максимально выразительную мимику.
4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики. Этих деток отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2 -3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко использовала игры, в которых слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
К работе по развитию мелкой моторики я подключаю родителей: мною подготовлена картотека игр с пальчиками, чтобы родители могли в домашней обстановке поиграть со своими детьми. Также вниманию родителей была предоставлена консультация, в которой даны были рекомендации по проведению пальчиковых игр, а также этапы разучивания игр. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Приложение 1
Описание некоторых пальчиковых игр, используемых в работе с детьми младшего школьного возраста
Кошки- мышки
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу
левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Наш малыш
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Пальчики
Раз- два- три- четыре- пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз- два- три- четыре- пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня
Жу- жу.
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».
Коза рогатая
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю.
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю.» «козу» «напускать» на ребенка.
Засолка капусты
Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по коленям)
Мы капусту солим-солим (поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капусту трём-трём (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмём-жмём. (сжимать и разжимать кулачки)
Зайцы.
Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть,
остальные соединить)
Под высокой сосной. (Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы
широко расставлены)
Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы
широко расставлены)
Скачет зайка другой. (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть,
остальные соединить.)
«Два медведя»
Сидели два медведя (руки согнуты в локтях- сжаты в кулаки, прижаты
На тоненьком суку к туловищу, ребёнок покачивается из стороны в
сторону)
Один читал газету, (разводит руки в стороны, «читает газету»)
Другой молол муку. (стучим одним кулаком по другому)
Раз ку-ку, два ку-ку-
Оба шлёпнулись в муку. (кулаки падают на колени)
Нос в муке, (показываем пальцем на нос)
Хвост в муке, (показываем рукой за спину)
Ухо в кислом молоке. (берём пальцами за ухо)
«Тук- тук»
-Тук- тук- тук! (три удара кулаками друг о друга)
-Да- да- да! (три хлопка в ладоши)
-Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
-Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
«Совушка- сова»
Совушка- сова, большая голова, (ребёнок обнимает лицо руками
На суку сидит, и плавно поворачивает голову влево- вправо)
Во все стороны глядит-
Да вдруг как полетит! («улетаем»)
Игра- самомассаж «Дровишки»
Вам понадобятся разные карандаши, лучше взять граненые и круглые (можно фломастеры) — это будут наши «дровишки». Вместе с малышом разложите их на стол, по отдельности гладкие и ребристые карандаши. Положите сверху карандашей ладошку малыша (поперек) и покатайте вперед назад, можно сделать это вместе, положив свои ладошки сверху. Так вы заготавливаете дровишки, можно рассказать стишок:
Рубим-рубим мы дровишки
Целый день, целый день
Ведь у печки в зиму греться
Нам не лень, нам не лень!
Игра- самомассаж «Катилась торба»
Возьмите грецкий орех и положите на вафельное полотенце, расстеленное на столе. Положите ручку малыша на орешек и начинайте катать вместе с веселым стишком:
Катилась торба
С высокого горба!
В той торбе — сапожки,
Деткам на ножки.
В той торбе — игрушки,
Деткам — погремушки.
Так набита торба,
Что падает с горба!
Можно катать несколько орешков разными руками.