Нина Натарова
Роль театра в развитии активной и пассивной речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит решению задач «формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе…» (статья 9, пункт 2). Образование, согласно закона РФ «Об образовании», должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. формирование у воспитанников картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, пункт 1.2).
Публикация «Роль театра в развитии активной и пассивной речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста.
В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к моделированию и далее - к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…», притом называя себя именами тех людей. действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает. а изображает взрослого.
Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит - здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» я показываю сама и прошу ребенка: «Покажи, как?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т. п.).
Понимание условного действия - это начало воображения. На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Я стараюсь побуждать малышей изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследования по логопедической ритмике, убедительно показали, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.
Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их со взрослыми.
Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. А если на пальчик съемную головку от старой маленькой куколки, сшить из ткани, флиса или обрезать аккуратно пальчики от старых перчаток, добавив к ним глазки, носик, рот, то получается пальчиковый театр. Игры эти очень эмоциональные, мы проводим в детском саду и рекомендуем проводить дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Этот вид театра отражает реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают память, речь, внимание.
У нас в группе много разных театров, изготовленных мною и родителями, а также готовых фабричных видов: перчаточный, пальчиковый, театр резиновой игрушки, театр ложек, картинок, кубиков-мякишей, кружек, народной игрушки, театр на гапите и т. д.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и в присутствии посторонних лиц. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям пред зрителями. В этом огромную помощь могут оказывать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.