Юлия Михайлова
Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста
«Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №88»
Пивкина Ю. М.
Саранск, 2015
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.
Публикация «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для этого используются всевозможные способы. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств в непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие, а именно такого вида - как пение. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе певческой деятельности является актуальной задачей.
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие голосового аппарата и речи.
Задачи пения вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:
-Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
-Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
-Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
-Активно развивать дыхание, формировать чувство ритма и темпа речи.
-Развивать слух и голос, артикуляционный аппарат и дикцию.
-Корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов.
Проблема речевого развития дошкольника – одна из наиболее сложных в практике дошкольников. Но и при постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
-совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
- прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
- формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
- развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации певческой деятельности детей. Давайте рассмотрим, как через один из видов музыкальной деятельности –пение, идёт работа по развитию речи.
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Музыкальный руководитель должен владеть методикой пения, беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко.
В певческой деятельности работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно, поэтому, я веду работу в этом направлении. В своей работе с детьми я систематически использую упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, и на развитие речи. Обучение детей пению складывается из нескольких моментов (постановка голоса, работа над дикцией, работа над дыханием).
В работе над дикцией проводится артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. На непосредсвенно- образовательной деятельности я провожу артикуляционную гимнастику эмоционально, в игровой форме. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова. Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных.
Далее следует дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания так же играют важную роль как в пении, так и в развитии речевой деятельности детей. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает. В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Перед началом пения можно предложить детям сделать вдох (“понюхать цветок”) или показать момент взятия дыхания кивком. Чтобы не происходило разрыва слов в пении можно сравнивать показ правильного и неправильного исполнения. На музыкальных занятиях возможно использование несложных упражнений А. Н. Стрельниковой.
В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях эффективно использования распевок:
- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком (например, мелодию «ре – ми – фа – ми - ре» надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т. д.); -
- Пропевание различных слогов например, «ми – мэ – ма – мо – му» на одном звуке;
- Пропевание нисходящих и восходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а».
Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков.
Определенные песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкелем, Н. А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок. Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Песни-упражнения, применяемые на непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие», способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Также использую в своей работе сборники логопедических распевок Л. Б. Гаврищевой, Т. С. Овчинниковой и др.
Таким образом, под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.
Практика показывает, что регулярное использование специальных и разнообразных упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой.
Список литературы:
1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. : Просвещение, 1985.-174с.
3. Ветлугина, Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1982.-271с.
4. Михайлова, М. А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.
5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М. : Просвещение, 1987.-144с.
6. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html