Татьяна Завалишина
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 4-х до 5-ти лет можно назвать периодом относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса 3-х лет и в целом стал послушнее, покладистее. Но вместе с тем, все более сильной становится потребность в изучении и знакомстве с окружающим миром. Ребенку важно очень много делать самому. Ребенок живет в мире своих сказок, фантазий, которые он передает в играх, рисунках, общении со сверстниками. Развивается любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видели или слышали. Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малыши с удовольствием водят карандашом, фломастером, ручкой по бумаге, получая какие-то линии, кружки, каракули. Им интересно кисточкой размазывать краску, ставить пятна. С помощью взрослых в своих «рисунках» ребенок видит мячик, дорожку, солнышко и т. д. А вот к 4-мгодам ребенок уже осознанно хочет изобразить задуманное. Рисование кистью, карандашом требуют уверенного владения этими предметами для получения точной передачи контуров и деталей изображений. Техники же традиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребенку радость и удовлетворение результатом своей работы. У детей 4-5 лет часто наблюдается неуверенность при выполнении заданий по рисованию, лепке или аппликации. Мы только начинаем объяснять, что и как надо сделать, а уже со всех сторон слышим: «Помогите мне, пожалуйста. У меня не получается!». Ребенок боится ошибиться, «испортить» работу, а, значит, получить неодобрение со стороны взрослых: воспитателя или родителей. На основных занятиях по рисованию дети учатся правильно держать карандаш и кисть, проводить ими разнообразные линии, круги, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей не устойчиво, они быстро устают и теряют интерес. Порыв к творчеству может легко угаснуть, если оставить его без «пищи». Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи пальчиков, ладошек, непривычных предметов и инструментов. Видя, как воспитатель рисует при помощи зубной щетки или катушки от ниток, дети испытывают восторг и желание попробовать сделать так же. На таких занятиях решаются следующие развивающие и воспитательные задачи:
Публикация «Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
1) Развитие мелкой моторики рук. Дети учатся правильно захватывать предметы разнообразной формы – комок бумаги, картошку, палочку и т. д. На кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга. Таким образом, активизируются мыслительные и речевой центры. 2) Идет развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Дети учатся находить в изображении предметов отдельные детали и формы, определять центр листа, развивают чувство композиции. 3) Развитие творчества. Дети используют различный материал для создания творческих работ, учатся свободно выражать свой замысел. Разнообразный материал, который используется при рисовании нетрадиционной техникой, побуждает детей к творческим поискам и решениям. 4) Развитие уверенности в своих силах, что способствует снятию напряжения и возникновения детских страхов перед работой, т. к. на занятиях не звучит слово «Нельзя», ребенку предлагается рисовать чем хочешь и как хочешь. 5) Создание рисунков на занятиях – это призыв решить возникшую проблемную ситуацию у кого-то. После занятия ребенок остается с ощущением, что он справился с проблемой, он сильный, у него получилось, он помог тому, кто нуждался в его помощи. 6) Во время работы дети испытывают эстетическое удовольствие. 7) Дети учатся работать в коллективе. Выполняют простые замыслы: «запускают» рыбок в один большой аквариум, «сажают» цветы на лугу для пчел и т. д. Существует много техник нетрадиционного рисования. Задача –правильно их выбрать для детей определенного возраста. Нам нужен только эмоционально положительный результат от работы и самостоятельность выполнения действий. Еще больший эффект от таких занятий получается, если в работу вовлекаются родители. Здесь роли меняются: дети учат родителей разнообразной технике и от этого испытывают большое удовольствие. Ребенок приходит домой и продолжает учить старших или младших сестер и братьев, бабушек и дедушек, тем самым он закрепляет полученный на занятии материал и в итоге развивает мелкую моторику рук.