Барабанова Юлия
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию умения составлять предложения по сюжетным картинкам, составлять рассказ.
Задачи:
• активизировать словарь детей;
• развивать связную монологическую речь;
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки, разучивание игры по картинкам «Объясни почему», д/и «Что с начала? Что потом?», «Что перепутал художник», беседы по сюжетным картинкам, д/и «Продолжи предложение», составление описательного рассказа о природе по картине.
Способы реализации цели: орг. момент – коробка с картинками, загадка детям, вопросы к детям, игра «Объясни почему», динамическая пауза «Ветер и листочки», д/и «Что с начала? Что потом?», беседа по сюжетным картинкам, вопросы к детям, физ. минутка «Во дворе стоит сосна», составление рассказов детьми, похвала, подведение итога ООД.
Средства реализации цели: коробка, серия сюжетных картинок, мяч.
ХОД занятия:
Обратить внимание детей на короб, в котором лежат сюжетные картинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе коробка, а в ней что-то лежит. Хотите узнать что там?
Предполагаемый ответ детей: Да.
Воспитатель: тогда отгадайте загадку. Отгадаете - откроем коробку.
Загадка детям.
В воду любит окунаться,
В краски любит одеваться,
А потом в альбом мой — скок!
И раскрасила цветок (кисть)
Воспитатель: Правильно, ребята. Кисточка для рисования умеет делать чудеса. И она подарила нам эти волшебные картинки-помощники для нашего занятия.
Воспитатель вынимает и коробки сюжетные картинки.
Для начала, давайте представим следующую ситуацию: вы утром молча встали, молча оделись, собрались, не говоря ни слова, пришли в детский сад, молча провели здесь весь день и молча пошли домой. Хорошо ли вам было?
Предполагаемый ответ детей: Плохо. Скучно.
Воспитатель: А почему?
Предполагаемый ответ детей: Потому что без разговоров плохо.
Воспитатель: Значит, когда же человеку становится интересно и не скучно?
Предполагаемый ответ детей: Когда все разговаривают.
Воспитатель: Правильно. А как называется то, когда мы все говорим?
Предполагаемый ответ детей: Речь.
Воспитатель: Верно. Ребята, речь бывает письменная и устная. Скажите, для какой речи нужны ручка, карандаши и тетрадь?
Предполагаемый ответ детей: Для письменной речи.
Воспитатель: А какая речь является устной?
Предполагаемый ответ детей: Та, которую мы используем в разговорах.
Воспитатель: Скажите, из чего состоит наша речь?
Предполагаемый ответ детей: Наша речь состоит из слов и предложений.
Воспитатель: А когда мы объединяем много предложений, то у нас получается текст. Давайте поиграем в игру "Объясните почему. " Игра заключается в том, что вы продолжите предложение, которое начну.
Игра "Объясни почему. "
Примеры предложений:
Осенью медведь готовит берлогу, потому что он ложится в спячку.
На деревьях желтеют листья, потому что наступила осень.
После ужина дома мы ложимся спать, потому что наступает ночь.
У Наташи заболело горло, потому что она съела много мороженого.
Воспитатель: Ребята, скажите, каким бывает осенний ветер?
Предполагаемый ответ детей: Осенний ветер бывает холодным и сильным.
Воспитатель: Правильно. Представьте себя сильным ветром и листочками. Сначала наберите в лёгкие больше воздуха и сильно подуйте, а потом превратитесь в листики, покружитесь и летите на свои стульчики.
Дети садятся.
На доске развешаны картинки в неправильном порядке.
Воспитатель: Ой! От сильного ветра мои картинки разлетелись и рассказ перепутался. Помогите мне, пожалуйста, расставьте картинки по своим местам.
Дети расставляют картинки в нужном порядке. Вызвать одного ребенка и задавать в процессе работы вопросы.
Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая - второй, третьей, четвертой, пятой?
Беседа по картинкам.
Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?
Предполагаемый ответ детей: На первой картинке изображена зима.
Воспитатель: Что еще изображено на этой картинке?
Предполагаемый ответ детей: На этой картинке изображено, как дети лепят снеговика.
Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку. Что изменилось на картинке?
Предполагаемый ответ детей: На второй картинке появился зайчик.
Воспитатель: Что задумал сделать заяц?
Предполагаемый ответ детей: Зайчик хочет съесть морковку.
Воспитатель: Как он это решил сделать?
Предполагаемый ответ детей: Он стал прыгать.
Воспитатель: Рассмотрите третью картинку. Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?
Предполагаемый ответ детей: Он нашел и подставил лесенку.
Воспитатель: Зачем ему лесенка?
Предполагаемый ответ детей: Потому что зайчик маленький и не может достать морковку.
Воспитатель: Получилось у зайчика дотянуться до морковки с лесенки?
Предполагаемый ответ детей: У него не получилось. Он не достал морковку.
Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку. В каком настроении находится заяц и почему?
Предполагаемый ответ детей: Зайчик устал, он сидит грустный.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?
Предполагаемый ответ детей: Зайчик решил подождать, когда выйдет солнышко.
Воспитатель: Смог заяц забрать морковку?
Предполагаемый ответ детей: Смог.
Воспитатель: Почему?
Предполагаемый ответ детей: Потому что солнышко растопило снеговика. Он растаял и зайчик смог забрать морковку и съесть ее.
Воспитатель: Какое настроение у зайца и почему?
Предполагаемый ответ детей: Зайчик довольный, потому что смог съесть морковку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас немного разомнемся.
Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: Вам необходимо развиться на три команды и составьте свой рассказ, придумайте ему название. Помните, что по каждой картинке вам необходимо составить по одному – два предложения, если будет больше, то очень хорошо. А также сочините продолжение.
Далее дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. Воспитатель записывает рассказы, затем складывает в конверт.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что составленные нами рассказы очень понравиться тому зайчику. Я сложу ваши рассказы в конверт и отправлю ему по почте. Пусть он их почитает.
Воспитатель: Ребята, скажите, вам интересно было на занятии?
Чем мы сегодня занимались?
Про кого вы составляли рассказ?