Татьяна Клюева
Роль наставника учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 65»
Роль наставника учителя-дефектолога
в коррекционно-образовательной работе в детском саду
для детей с недостатками слуха.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам.
Чтобы стать хорошим специалистом, требуется высокий интеллект, интуиция, целеустремленность и доброжелательность, внимательность, отзывчивость, тактичность, терпеливость. Необходимы знания по сурдопсихологии, сурдопедагогике, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие детей и возможностей для их компенсации.
Публикация «Роль наставника учителя-дефектолога» размещена в разделах
Сегодня все более актуализируется значимость наставничества в адаптации молодых специалистов. Одним из эффективных методов адаптации является наставничество. Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в работе. Кто такой наставник? Наставник – это педагог-дефектолог, обладающий обширными знаниями в сурдопедагогике и умеющий правильно передавать его другим. Наставник несет ответственность не только за себя, но и за своего подопечного, что важно для обеих сторон.
Целью наставничества является оказание методической помощи и поддержки начинающего учителя-дефектолога в ее профессиональном становлении.
В нашем детском саду наставничество существует много лет, так как детский сад для детей с нарушениями слуха единственный в городе Рязани и области. Высококвалифицированные педагоги передают свой многолетний опыт начинающим специалистам. Я являюсь наставником Скулковой Наталии Ивановны. Она двадцать лет работала воспитателем, получила второе высшее дефектологическое образование и четыре года назад пополнила ряды учителей-дефектологов детского сада. Хотя ее нельзя назвать молодым специалистом, но переход на новую должность потребовал новых знаний. Поэтому были поставлены следующие задачи:
1. Привитие интереса начинающего дефектолога к профессии.
2. Изучение нормативно-правовой документации.
3. Оказание помощи по ведению документации.
4. Использование коррекционных технологий в процессе образовательной деятельности.
5. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Центральным звеном в помощи начинающему педагогу является предварительная работа с ним. У молодых специалистов есть теоретические знания, полученные в институте. Они нуждаются в практических советах, поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание на требования к организации учебного процесса, к ведению документации, техническим средствам обучения.
Мы вместе составили перспективный план профессионального становления, развития и самосовершенствования, так как наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим. Чтобы не допустить перегрузки подопечного рекомендациями по обширному перечню вопросов, были выделены ключевые вопросы, соответствующие годам обучения. Осуществляем наставничество как метод обучения начинающего педагога-дефектолога по модели «Расскажи-покажи- сделай».
Эта модель содержит три основных шага.
«Расскажи» - первым шагом является знакомство учителя-дефектолога с нормативными документами, методическими материалами. Были проведены беседы, консультации. Тематика состояла из актуальных вопросов профессиональной деятельности, без знания которых будет несовершенным процесс становления молодого специалиста. Далее заполнялись диагностические материалы для выявления проблемных точек начинающего специалиста. Обсуждались поэтапно коррекционная работа по развитию речи, развитию слухового восприятия, развитию элементарных математических представлений. Наталия Ивановна испытывала затруднения в постановке звуков глухих детей, исправление фальцета и закрытой гнусавости. Порекомендовала ей изучить книги по методике обучения глухих детей устной речи и произношению, а также методический материал, который я использую в своей работе по данным разделам программы. Данные мною рекомендации легли в основу работы по самообразованию. Таким образом вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
Для дальнейшей более углубленной работы начинающему педагогу предлагались рекомендации по всем разделам программы для глухих детей. Но педагог - наставник не учит копировать его работу, а помогает начинающему специалисту выстроить собственный план саморазвития и самосовершенствования.
2-ой шаг - «Покажи». Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Обучение молодых специалистов не может быть эффективным без показательных занятий наставника. Я проводила открытые занятия и мастер-классы по обучению детей произношению: по фонетической ритмике - вызывание гласных и согласных звуков у глухих детей (1-ый и 2-ой годы обучения,
- постановку звуков (3-ий и 4-ый годы обучения,
- работу с аппаратурой коллективного пользования,
- чтение текста с последующей драматизацией прочитанного,
- дидактические игры на развитие логического мышления,
- драматизация сказок.
Назначение мастер-класса - не только рассказать, но и показать, как отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы работы. Все занятия сопровождались комментариями, что я делаю. Выясняла, все ли поняла Наталия Ивановна. Затем были организованы взаимопосещения. Я посетила занятия по всем видам деятельности: развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по развитию слухового восприятия и обучению произношения. Тактично советовала, как правильнее и эффективнее организовать работу над тем или иным видом речевой деятельности по годам обучения, как правильно организовать работу на вибростоле со звукоусиливающей аппаратурой.
По ходу занятий выявились затруднения, которые после доброжелательной беседы легко устранялись.
В нашем детском саду осуществляются инновационные формы и методы работы с молодыми специалистами. Они выбираются в зависимости от цели воздействия. Ежеквартально проходят внутрисадовские методические объединения, где наряду с опытными педагогами выступают молодые специалисты. Эти мероприятия содействуют повышению интеллектуального уровня молодых педагогов, развивают навыки публичного выступления. Наталия Ивановна составила портфолио, главная цель которого - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя-дефектолога.
3-ий шаг - «Сделай». За четыре года работы учителем- дефектологом Наталия Ивановна быстро адаптировалась и состоялась в профессии. Она добросовестный, отзывчивый, исполнительный, творческий человек, любящий свою профессию и детей.
Результатом нашей совместной работы в мае 2019 года явилась защита работы на высшую категорию. Сейчас Скулкова Наталия Ивановна - учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Внедряет в практику новые компьютерные технологии, самостоятельно разрабатывает рабочие программы по годам обучения, имеет качественный дидактический материал по разделам программы, проводит как традиционную, так и нетрадиционную формы работы с родителями.
Труд дефектолога не из легких и работать в этой сфере можно исключительно по призванию, иначе в профессию идти не стоит.
В заключение хочу дать совет молодым педагогам. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки. Не получилось сегодня - получится завтра. Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь желаемых результатов.
Автор: учитель-дефектолог Т. И. Клюева
Город Рязань
2020 год