Альбина Васильевна Козлова
Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников
Музейная педагогика для дошкольников приобретает в современном детском саду особое значение. Сегодня словосочетание «музейная педагогика» знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. Музейная педагогика – это практическая дисциплина, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя, в частности детей. Почему музейная педагогика стала ныне так востребована? Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению воспитательных и образовательных задач, т. к. налицо проблемы и негативные симптомы развития современного общества.
Публикация «Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников» размещена в разделах
Один из них - это «распад связи времён». Разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в состоянии глубокой конфронтации. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Мы, к сожалению, воспитываем поколение людей, не восприимчивых к наследию, поколение, которое не может отличить временное от вечного.
Также к очевидному снижению роли гуманитарного начала в жизни человека, к обеднению его духовных, эмоциональных возможностей приводит глобальная рационализация почти всех сфер жизнедеятельности, наступления массовой культуры. Искусство всё чаще заменяется псевдоискусством, уходят истинные ценности. На смену приходят мимолётные, ложные, что не может не сказаться на формировании вкуса подрастающего поколения. Поговорка «О вкусах не спорят» весьма спорная: есть развитый и неразвитый вкус.
Следовательно, чем раньше и легче, как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере народной культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой взрослым. Музей призван противопоставить массовой культуре культуру и искусство подлинные. С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребёнке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры. Не что иное, как искусство способствует гармонизации личности ребёнка, формированию эмоционального равновесия и имеет «душеобразовательное» значение.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
• Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
• Гармонизация развития творческой личности,
• Формирование национальной идеологии,
• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М. М. Бахтина и Я. С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике : «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.