Наталья Михайловна Цыс
Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий развития дошкольников, основанных на игре и художественно – игровой деятельности. Игра - является основной формой и ведущим видом деятельности дошкольников. А так как для развития личности дошкольный возраст является самым благоприятным периодом, то именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. В том числе и художественно-эстетическое развитие. [2]
Публикация «Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
В большинстве исследований проблем развития художественного восприятия у дошкольников, знакомства с разными видами искусства обогащение детского опыта предполагает тесную связь игры и творчества (обыгрывание образа или создаваемого изображении, конструирование и обыгрывание результата, игры с изобразительными материалами).
Поэтому при художественно-эстетическом развитии целесообразно использовать игровые методы и приемы. Условно их можно разделить на несколько групп.
Это дидактические игры, сказки, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии). Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные сюжеты представлена информация (творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом. Например «история про кисточку», «Сказка про то, как звучали краски», «Желтая сказка», «Сказка о споре кисточки и краски».
Для поддержания интереса к деятельности в старшем возрасте можно использовать такой прием: «как настоящие мастера придумываем свой интересный узор для росписи», «рисуем как помощники художницы осени». Для детей 3-5лет образы Почемучки, девочки Красочки и мальчика Карандашика или бабушки Забавушки (увлекающая традиционными песнями, сказками и народными игрушками). Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в страну красоты», «Большое морское путешествие», «Мир живых скульптур». Или оказание помощи персонажу (помочь кому либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды). Все это может сопровождаться атрибутами и костюмами (парадные платья для бала, головные уборы для юнг, отправляющихся в морское путешествие). Использование дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.
Еще одни методы, позволяют активизировать деятельность. Для этой цели можно использовать имитационные игры (представить полет осенней листвы или птицы). Монолог от лица изображаемого персонажа оживляет ситуацию и дает детям возможность творить для «одушевленного» для них предмета. При рассматривании картины детям предлагают рассказать, что они видят, какие звуки слышат, они домысливают и придумывают события до и после изображенных событий на картины.
Новое направление в современном мире - дизайн также может найти отражение в художественно-эстетическом развитии детей. Это составление коллекции кукольной одежды, конструирование костюмов для спектакля, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.
При выборе метода педагог должен учитывать возраст детей, особенности данной группы и сложившуюся ситуацию в данный момент. В младших группах игровые методы направлены на стимулирование к деятельности, привлечения внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследовании игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно-эстетических особенностей и творчества. [1,c.21.]
Таким образом, использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии способствуют повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоционально-творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.
Библиографический список
1. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. М. ,2010. 112с.
2. http://gigabaza.ru/doc/65726.html (дата обращения 1.10.2015).