Шадрина Ирина
Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Аннотация
В статье представлен опыт организации мини-музея в детском саду.
Ключевые слова:
Духовно-нравственное воспитание, традиции, патриотизм, экспозиция, предметно-развивающая среда.
Публикация «Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Для педагога это время благодатной почвы. В наше непростое время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Коллектив, соответствующий этим критериям сложился в «Детском саду № 115 ОАО «РЖД».
В воспитании духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма у дошкольников одну из главных ролей играет такое направление работы, как музейная педагогика, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение.
В нашем родном городе – Ульяновске много музеев. Однако часто ли наши воспитанники бывают в них? Беседуя с детьми и родителями, нам несложно было выяснить, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные: во-первых, удаленность места проживания, от центральной части города, где размещено большинство музеев; во-вторых, распространенность среди многих родителей мнение, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения; в-третьих, дефицит времени у многих пап и мам из-за занятости на работе. Мы решили взять инициативу в свои руки: ежегодно в конце учебного года совершали автобусные тематические экскурсии в музеи города для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Дошкольники с большим интересом посетили музей городского быта, мелочную лавку, музей симбирской фотографии, симбирского купечества, которые находятся на территории Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В. И. Ленина». Силами сотрудников и родителей, мы организовали собственный «музейный комплекс», включающий несколько мини-музеев : «Дорога, дорога расскажет так много!», «Этих дней не смолкнет слава!», «Симбирск – Ульяновск. Из прошлого в настоящее, «Ретро-гостиная», мини-музей «Горница-узорница».
Экспозиции музея гармонично вписались в предметно-развивающую среду детского сада. Для этого пришлось приложить много усилий, попробовать себя в роли историков, краеведов, художников и интерьерных дизайнеров. Особенно сложно было собрать и систематизировать по экспозициям множество экспонатов, которые были собраны силами педагогов и родителей детского сада. Сейчас, без использования развивающего пространства наших мини-музеев не обходятся ни один праздник, ни одно открытое мероприятие – будь то Рождественские посиделки или Масленица, которые проводятся в помещении мини-музея «Горница-узорница», или встреча с людьми железнодорожных профессий – в помещении мини-музея «Дорога, дорога расскажет так много». Большой популярностью и любовью среди воспитанников, педагогов и родителей воспитанников пользуются мастер-классы по изготовлению традиционных народных игровых и обереговых игрушек, которые регулярно проводятся в «Горнице-узорнице».
Особая гордость нашего детского сада – мини-музей «Этих дней не смолкнет слава», где дети могут не только рассматривать фотографии, слушать пластинки военных лет на настоящем патефоне, но и одеть военную форму, прочитать пожелтевшее от времени письмо с фронта, взяв в руки настоящую фляжку, котелок, которые принадлежали их дедам и прадедам, прошедшим Великую Отечественную войну. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в помещении мини-музея был оформлен стенд, посвященный родным и близким воспитанников – участникам Великой Отечественной войны.
Важная особенность музейных элементов развивающей среды детского сада – участие в их создании не только педагогов, но и детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.
Список использованной литературы:
1. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003
2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. Г. Комратова. - ТЦ Сфера, 2007.
3. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г. А. Ковалева. - М. : АРКТИ, 2003.