Людмила Фадина
Роль пальчиковых игр в формировании познавательного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей
младшего дошкольного возраста
Неоценимое значение для познавательного развития детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми - вкладышами.
Публикация «Роль пальчиковых игр в формировании познавательного развития младших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму. Такое развитие в этом возрасте должно сопровождаться интересом ребенка, его положительными эмоциями и творчеством.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых
игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается
двигательная координация, преодолеваются зажатость и скованность. О
пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном,
дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр
состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и
мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить
руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно
развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки,
считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого
рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с
пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие
способности, фантазию.
Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую» (примеры пальчиковых игр представлены в приложениях 1-6).
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух
принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по
способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько
проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
- во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие
способностей;
- в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее
успешно.
- в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по-своему
содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и
создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы,
бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми,
незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не
мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика
показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно,
что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов.
Перечислим, чему способствуют занятия пальчиковыми играми :
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и
резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном
итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его
распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой,
ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные
положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
8. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т. д.
9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами,
радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря
таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него
развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между
взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на
группы и определили назначение:
1. Игры-манипуляции.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
«Пальчик-мальчик, где ты был? «, «Мы делили апельсин», «Этот
пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также
упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и
мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. «Пальчики
здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем
(правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из
сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их
выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» —
поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для
массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание
(от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» -
движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки,
начиная с мизинца, сверху вниз.
6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание
и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать
пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний
пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными
пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый
палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для
пальцев дают народные игры – потешки.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале,
максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому
наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по
законам красоты.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и
непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту
реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас
детей, дают первоначальные математические представления и экологические
знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное
эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени,
обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или
щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Выводы: Под познавательной активностью следует понимать
самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на
познание окружающей действительности (как проявление любознательности)
и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в
конкретных жизненных ситуациях.
Ребенок должен иметь представление о познавательной активности в
собственном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия,
памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами
исследования, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать
новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними
взаимосвязи. Познавательный интерес отличается от любопытства широтой
захвата объектов, глубиной и избирательностью.
Пальчиковые игры детей младшего дошкольного возраста - один из
самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря
пальчиковым играм детям даются легче не только знания, но и происходит
процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста, что влияет на
гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие
ребенка.
В жизни ребёнка младшего дошкольного возраста это этап, в ходе
которого, обучающийся может открывать для себя новых друзей, а в его
жизни появляются новые занятия. На этом этапе развития ребёнка важное
место занимают именно пальчиковые игры, так как основные развивающие
материалы подаются детям в игровой форме.