Юлия Холмова
Роль музейной педагогики в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно – образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Публикация «Роль музейной педагогики в ДОО» размещена в разделах
В последние годы в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она даёт тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета.
Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Ведь пожелания современных родителей -развивать у ребенка чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. При таких занятиях ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.
Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов) .
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Главное – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап или поисково-собирательский
2. Этап реализации проекта или экспозиционно-оформительский
3. Обобщающий этап
Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.
Важным этапом в процессе комплектования дошкольных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность воспитанникам проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую дошкольников.
Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.
1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея.
2. Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.
3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)
4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т. д.
5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т. д.
6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.
Этап реализации проекта.
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Далее определяем цель создания мини-музея : это знакомство дошкольников с различными объектами музея, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса и использования исследуемого предмета.
Для этого детям можно предложить принести свои любимые экспонаты, обратиться за помощью к родителям.
Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение исследуемого объекта и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды объекта, коллекции и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только самого предмета исследования, но и его развитие во времени, как он использовался человеком, как модернизировался и т. д.
Музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию. Поэтому, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет, когда у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОО. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от таких занятий, поэтому, они должны обладать релаксирующей функцией, где можно расслабиться, помечтать, рассуждать.
В-третьих, задача педагога – научить ребенка «расшифровывать» сложный символический язык, постичь скрытый смысл окружающих его вещей. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. И чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.
А после проведения занятия для закрепления полученной информации желательна небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсии могут быть:
Обзорные экскурсии предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы мини-музея в ДОО является разнообразие форм массовой и образовательно-воспитательной работы: проведение экскурсий и непосредственно- организованной деятельности по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Мини - музей должен органично вписываться в план работы всей образовательной организации.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музейной педагогиги необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к воспитанникам, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребёнка.
Обобщающий этап
- Что было сделано?
- Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)
- Что нового узнали?
- Что хотели бы еще узнать?
- С кем можем поделиться полученными знаниями?
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками детского сада могут быть созданы тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Свои знания и впечатления, полученные на занятиях, ребята могут раскрыть через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий по различным темам можно провести выставки работ детей.
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОО, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо?» можно ответить: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса.
фотоотчё ты: