Надежда Новожилова
Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность использования элементов проектной деятельности и музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что их средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, побуждают ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формируют умение самостоятельно придумывать объяснения многим явлениям; развивают наблюдательность, интерес к экспериментированию.
Публикация «Обобщение опыта работы „Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
И тут на помощь мне, как педагогу, приходят проектная деятельность и музейная педагогика.
Предлагаю вашему вниманию проекты и мини-музеи, которые были созданы и прожиты детьми моей группы «Сказка» и мною.
Проект «Шоколадная история» и создание мини-музея «История шоколада»
Продолжительность проекта-2 месяца;
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, гости;
Тип проекта - информационно-исследовательский;
Цель проекта - дать детям представление о том, как шоколад попадает к нам на стол, сформировать навыки правильного питания.
Актуальность: шоколад один из популярных продуктов питания и чаще всего используется для приготовления десертов, кондитерских изделий. Значимость исследования велика, поскольку человек должен употреблять качественные продукты, и это залог его здоровья. А дети особенно должны знать о пользе, вреде шоколада, истории его появления.
Задачи проекта :
Изучить цепочку происхождения шоколада, познакомить с процессом его изготовления;
Сформировать представление о шоколаде, его пользе и вреде;
Сформировать представление о труде кондитера;
Создать «Музей Шоколада»;
Создать «Шоколадную Лабораторию»;
Познакомить детей с трудом экскурсовода (в музее шоколада);
Создать «Творческую Лабораторию» с целью разработки экспериментальных обёрток для конфет, изготовленных самими детьми;
Воспитывать в детях уважение к труду людей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный - выявление проблемы, постановка целей и задач.
2. Внедрение- планирование совместной деятельности; организация предметно-развивающей среды; поисковая деятельность детей и взрослых (создание Музея Шоколада, Творческой Лаборатории); проведение бесед и дидактических игр; чтение и обсуждение; работа с родителями.
3. Результаты проекта - выявление знаний детей о том- откуда берётся шоколад; открытие Музея Шоколада; оформление выставки «Экспериментальных работ обёрток шоколада»; создание детьми шоколада в «Лаборатории Шоколада».
Конспект проведения совместной деятельности с детьми
«В гости к Конфетопотаму»
в рамках проекта «Шоколадная история» с использованием элементов музейной педагогики
Ход совместной деятельности с детьми
Дети вместе с воспитателем встречают гостей в Музее шоколада, гости попадают не просто в Музей, а в необычную, сказочную, шоколадную Страну….
Воспитатель : «Дорогие гости, здравствуйте, а вы знаете, что вы попали в волшебную, необычную страну…Домики здесь сложены из пряников, печенья, шоколадок, крыши из леденцов и безе, а перед каждым домом, на разноцветной кремовой полянке гуляют косолапые мишки, карамельные лошадки и петушки…Добро пожаловать в сказку…
А живёт здесь славное Племя Сладкоежек! Больше всего на свете они любят сладости, «Мишек на севере», да «Красных шапочек»…Есть в этой стране и самый настоящий Музей шоколада, и мы с детьми предлагаем вам там побывать…»
Дети вместе с воспитателем приглашают гостей в музей и начинают экскурсию.
1 ребё нок: «В нашем музее есть настоящее шоколадное дерево, именно из его плодов получают шоколад, а называется оно - Какао-дерево. Люди верили, что давным-давно семена какао попали на землю по воле богов, поэтому оно и даёт силу и мудрость всем, кто ест его плоды, а плоды этого дерева похожи на огурцы, горькие на вкус…Их измельчают, получают какао - из которого потом и делают шоколад, добавляя в него разные специи, орехи и ягоды…»
2 ребё нок: «Да, а вы знаете, что бывает 3 вида шоколада? Чёрный, молочный и белый: чёрный шоколад - у него горьковатый вкус и он очень тёмного цвета; молочный шоколад – светлее чем чёрный и мягче, это потому – что в него добавляют молочные жиры, ну а белый шоколад – в общем- то не совсем шоколад, потому что в нём нет какао-бобов, из-за которых шоколад и имеет тёмный цвет, его делают из какао-масла.»
Воспитатель : «Дорогие гости, посмотрите, в нашем музее есть и коллекция шоколадных монет, благодаря некоторым экспонатам вы можете совершить экскурсию по городам России и даже побывать в картинной галерее (Воспитатель показывает экспонаты, репродукции художников, чьи картины впоследствии послужили прототипом к фантикам для конфет).
3 ребё нок: «В нашем музее вы можете увидеть и большую коллекцию фантиков. Фантик – это специальная бумага, для хранения конфет, изобрёл её учёный Томас Эдисон. Сначала фантики были не такими красочными как сейчас, а сегодня их очень много, и все они такие яркие…»(Показывает альбом с коллекцией фантиков).
Воспитатель : «Некоторые фантики очень давнего времени, мы их нашли, и они - гордость нашего музея».
4 ребё нок: «В нашем музее вы можете узнать и историю возникновения всем известной шоколадки «Алёнка»…А началась она в прошлом веке, когда по стране прошёл призыв к кондитерам придумать вкусный, недорогой шоколад, и непременно молочный. И таким шоколадом стала – «Алёнка». Сначала этот шоколад вообще хотели назвать «Алёнушкой» - в честь героини всех русских сказок, а обёрткой сделать картину Васнецова, но передумали, решили, что девочка с босыми ногами не подойдёт для шоколада, и шоколад назвали «Алёнка». На обёртке нарисовали портрет девочки, которая жила в городе Ангарске».
Затем воспитатель обращает внимание на экспонаты музея (шоколадные фигурки, какао, горячий шоколад).
Воспитатель : «Вот такой интересный музей есть в нашей сказочной стране… Но ещё я хочу вас познакомить с самым главным в ней – Канфетопотамом….
В группу заходит Конфетопотам с детьми под музыкальное сопровождение.
Конфетопотам: «Здравствуйте, а вот и я – Конфетопотам! Самый главный в этой шоколадной стране! Ой, да у нас гости! Я так люблю гостей, ведь гости – это всегда праздник, хорошее настроение. Я очень рад видеть вас всех! Надеюсь, вам нравится у нас в гостях, ведь здесь столько всего интересного, вкусненького… И я пришёл к вам не с пустыми руками (корзинка с конфетами) :
Так много сладостей на свете,
Ребятам нравятся вот эти:
Карамельки, леденцы и с названием «Скворцы»,
«Мишки», «Белочки», «Ириски»,
«Каракум» и «Барбариски»….
И у каждой сладости – секрет!
И хочу сказать вам точно,
Что ничего на свете лучше нет –
Кроме вкусненьких конфет.
Ребята, а ведь и в самом деле, у каждой конфеты свой секрет, каждый раз, когда мы берём конфету в руки, мы задаём себе вопрос - что же прячется там внутри? Под этой красивой шелестящей обёрткой? Хочется побыстрее попробовать её на вкус, узнать какая начинка. … А вы хотите узнать, какие секреты скрываются в шоколадных конфетах? Тогда я приглашаю вас в самую настоящую Шоколадную Лабораторию. Отправляемся, а чтобы было веселее – повторяйте за мной:
Я иду, и ты идёшь – Раз, Два, Три!
Я пою, и ты поёшь – Раз, Два, Три!
Мы идём, и мы поём – Раз, Два, Три!
Очень дружно мы живём – Раз, Два, Три!
Молодцы, ребята! Ну, вот мы и пришли! Но вход в мою Лабораторию возможен только с чистыми руками, поэтому, что мы должны сделать?.
Дети отвечают на вопрос, рассуждают - зачем это нужно сделать.
А теперь, добро пожаловать в Шоколадную Лабораторию! Я очень люблю здесь бывать и представлять, что я – настоящий кондитер. Как вы думаете? Что нужно сделать – чтобы хоть немножко стать похожими на кондитеров?
Дети отвечают на вопрос, рассуждают для чего нужно надевать фартук и головной убор при работе с продуктами, пока дети «превращаются» в кондитеров, Конфетопотам задаёт «сладкие» вопросы: какое самое любимое лекарство было у Карлсона? Что больше всего на свете любил Винни-Пух? Молоко вдвойне вкусней - если это…Затем проходят в Шоколадную Лабораторию ( в группе заранее готовится оборудование: миски, венчики, формочки, разложенные на тарелочках ягоды, орехи, изюм, детская смесь, молоко, сахар, кондитерская присыпка). На магнитной доске размещён рецепт – схема, по которой дети будут готовить шоколад.
Дети готовят вместе с Конфетопотамом шоколад, постоянно обращаясь к схеме-подсказке, Конфетопотам задаёт детям наводящие вопросы, предлагает на выбор положить в формочку начинку и загадать желание, по окончании работы – украсить конфеты сверху – кондитерской стружкой.
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие чудесные конфеты у нас получились! Теперь вы знаете все секреты шоколада, и я смело могу принять вас в своё Племя Сладкоежек!»
Конфетопотам награждает детей отличительными знаками Племени Сладкоежек (медалями) и угощает конфетами.
Относят конфеты на стол готовой продукции, приглашают гостей, делятся впечатлениями, прощаются с гостями, приглашают ещё в гости.
Когда провожают гостей, обращают их внимание на выставку работ-рисунков детей «Экспериментальные разработки детей обёрток шоколадных конфет».
Рецепт для конфет:
• Детская смесь;
• Какао;
• Сахар (можно ванильный);
• Молоко;
• Начинки (ягоды, изюм, орехи).
Таким образом, прожив вместе с детьми «Историю шоколада», я сделала для себя вывод, что создание в группе мини-музея очень увлекает как детей, так и родителей. Так родилась новая идея, новые экспонаты, новые работы и новый проект…
(см. Приложение 1)
Краткосрочный проект «Новый год»
в подготовительной группе «Сказка» и создание мини музея «Что такое Новый год?»
Информационная карта проекта.
Вид, тип проекта : краткосрочный, совместный, познавательно-исследовательский, творческий.
Игровая мотивация: создание праздничного настроения.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Актуальность:
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи.
Цель проекта : Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через следующие образовательные области программы: физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Повышение статуса семьи, творческого союза детей и родителей. Расширение знаний о празднике Новый год.
Основные задачи проекта :
o Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
o Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про Новый год, создание мини-музея на группе «Что такое Новый год?.»
o Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
o Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике.
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний и представлений детей о Новом годе, его особенностях, традициях празднования;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений о празднике, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на тему Нового года;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, речевой);
• активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
Полученный результат:
o в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о Новом годе, традициях и обычаях празднования;
o на основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками новогодней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
o появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
o большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Продукты проекта :
Создание мини-музея «Что такое Новый год?.»;
Работы детей;
Проведение новогоднего утренника.
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническое оснащение:
o Фотоаппарат, компьютер
o Набор для детского художественного творчества (ватман, цветная бумага и картон, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски, пластилин)
o Иллюстрации о празднике Новый год
o Новогоднее украшение
o Подбор художественных произведений
Методические пособия:
o Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.
o Конспекты организованной деятельности с детьми : конспект ООД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новогодний праздник»; конспект ООД по художественно-эстетическому развитию к Новому году для подготовительной группы - «Фонарик»; конспект ООД в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги; конспект ООД в области "Художественно-эстетическое развитие" по лепке в технике - пластилинография в подготовительной группе; конспект зимней прогулки «Делаем украшения для ёлки из воды».
План реализации проекта :
Первый этап - Подготовительный:
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Второй этап – Основной:
Разучивание стихов, песен, танцев про Новый год;
Выставка детских работ на Новогоднюю тематику;
Изготовление поделок совместно с родителями;
Сбор экспонатов для мини-музея «Что такое Новый год?.»;
Тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить группу к Новому году»;
Составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Дед Мороз в гостях у ребят», «Как дети готовились к встрече Деда Мороза»;
Словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза», «Скажи наоборот»;
Подвижные игры «Заморожу», «Замри», «Два Мороза»;
Чтение рассказов, сказок и загадок о зиме и новогоднем празднике ;
Просмотр мультфильмов: «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»;
Взаимодействие с семьей:
Привлечение родителей к созданию музея на группе;
Привлечение родителей к участию в конкурсе «Кружевная сказка»;
Совместное творчество-изготовление поделок;
Консультация «Готовимся к Новому году», «Как вести себя на новогоднем утреннике»;
Украшение группы.
Третий этап – Завершающий
Открытие музея «Что такое Новый год?.»;
Выставка детских работ;
Новогодний утренник.
Таким образом, в результате реализации проекта и создания мини-музея «Что такое Новый год?», дети пополнили свои знания о празднике, узнали о традициях празднования, атрибутах, обычаях. У детей и родителей создалось праздничное настроение.
Проект «Школа» и создание мини-музея «Школьные годы чудесные»
Информационная карта проекта.
Вид, тип проекта : долгосрочный, совместный, познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Актуальность:
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, я углубилась в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата. В связи с этим на нашей группе появился новый мини-музей «Школьные годы чудесные…»
Цель : Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.
Задачи:
1. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, включая в целостный педагогический процесс, разносторонние формы совместной деятельности;
2. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности : коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";
3. Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;
4. Познакомить со школьными принадлежностями, историей их возникновения, назначением;
5. Познакомить с историей появления школ г. Заволжска;
6. Привлечь родителей к участию в проекте и создании мини-музея «Школьные годы чудесные…»
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний и представлений детей о школе;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений о школе, школьных принадлежностях;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, речевой);
• активное участие детей и родителей в создании мини-музея «Школьные годы чудесные».
Полученный результат:
o в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о школе;
o на основе углубления и обобщения представлений о школе, у детей расширился и активизировался речевой запас;
o появилось желание учиться в школе;
o большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Продукты проекта :
Создание мини-музея «Школьные годы чудесные.»;
Работы детей;
План реализации проекта :
Первый этап - Подготовительный:
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Второй этап – Основной:
Беседы «О школе», «Мы – будущие первоклассники»;
Беседа «Профессия-учитель»;
Экскурсия в школу;
Экскурсия «Школы бывают разные»;
Сюжетно-ролевая игра «Школа»;
Дидактические игры «Учим цифры», «Читаем по слогам», «Собери портфель правильно»;
Работа в своих первых прописях;
Рисование «Моя будущая школа»;
Изготовление закладок для книг и беседа «Как обращаться с учебниками»;
Изготовление портфеля (кружок дополнительного образования «Оригами»);
Изготовление совместно с родителями букв алфавита с помощью нетрадиционных техник лепки, рисования, аппликации;
Познавательные беседы «История ластика», «История возникновения карандаша», «Из историй азбук», «История авторучки»;
Сбор экспонатов для мини-музея «Школьные годы чудесные.»;
Чтение рассказов и стихов о школе;
Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.
Взаимодействие с семьей:
Привлечение родителей к созданию музея на группе;
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе : «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»;
Вручение памятки «Родителям будущего первоклассника»
Третий этап – Завершающий
Открытие мини-музея «Школьные годы чудесные.»;
Выставка детских работ;
Представление «Азбука своими руками».
Таким образом, в результате реализации проекта «Школа»и создания мини-музея «Школьные годы чудесные», у детей сформировалось положительное отношение к обучению в школе. Дети узнали о назначении многих школьных принадлежностей, истории их создания.
Родители получили консультации и советы по адаптации их ребёнка к школе.
Все поставленные задачи были выполнены, а создание мини-музея позволило решить эти задачи интересно и доступно для детей.
Музей – средство приобщения ребёнка к культурным ценностям и традициям
В своей работе я решила не ограничиваться созданием мини-музея в группе. Посещение краеведческого музея – стало ещё одной задачей на пути внедрения музейной педагогики в свою работу. Ведь привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Посещение музея не прошло зря. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. Раз от раза я наблюдала, как меняется их поведение в музее, как у них появляется способность слушать, слышать, видеть, анализировать, восхищаться, отмечать какие-то детали, рассуждать над этим.
Таким образом, в своей работе я старалась применять элементы музейной педагогики даже вне стен детского сада. Привить детям любовь к прекрасному, развить способность ценить исторические корни, стать настоящими эстетами и ценителями красоты – вот что было моей задачью, и, мне кажется, у нас с ребятами это получилось…
Взаимосвязь музейной педагогики и проектной деятельности с кружковой работой
В течении года в нашей группе «Сказка» вели работу два кружка : кружок по чтению художественной литературы «Книжкино царство» и кружок дополнительного образования «Оригами».
В своей работе я старалась это использовать. Так, при реализации проектов ребята с удовольствием делали интересные поделки из бумаги, например, чудесные школьные портфели пополнили наш мини-музей «Школьные годы чудесные».
В рамках работы кружка «Книжкино царство» в группе появился мини-музей «Мой любимый книжный герой», в котором появились персонажи разных художественных произведений, примечательно, что работы были сделаны детьми совместно с родителями, что, на мой взгляд, добавило родителям и детям общих тем для разговоров, дети узнали о любимых книжных героях своих родителей.
Таким образом, я сделала вывод, что музейную педагогику и проектную деятельность можно сочетать и с работой кружков. Это вызывает огромный интерес у детей, помогает не только пополнить их знания по теме, но и развивает творческие способности. Кроме того, позволяет находить новые пути взаимодействия с семьёй.
Вывод
Таким образом, используя в своей работе музейную педагогику, проектную деятельность и сочетая их с кружковой работой, я пришла к выводу, что действительно их роль велика в развитии и воспитании детей
В своей работе я пыталась создавать мини-музеи и проекты, учитывая возрастные потребности детей, этапы их жизни, сезонность, этим самым, давая детям возможность находить ответы на интересующие их вопросы в нужный в их жизни момент, как бы предугадывая события, что тоже очень важно для меня, как для педагога – чувствовать детей и жить их интересами.