Никольская Ирина Николаевна
Роль мелкой моторики в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Существует множество факторов, способствующих развитию речи, и один из них – мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Какого же значение развития мелкой моторики?
1. Развивает речевые центры коры головного мозга.
2. Развивает чувство ритма и координацию движений.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Повышает тонус коры головного мозга.
5. Поднимает настроение ребенка.
6. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
7. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
8. Подготавливает руку к письму.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
• выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
• ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
• развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:
- Упражнения для кистей рук
- Упражнения для пальцев условно статические
- Упражнения для пальцев динамические
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными
Традиционные:
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• игры с пальчиками с речевым сопровождением;
• пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
• графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
• предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
• игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.
• кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
• игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
• самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
• игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на развитие речи и интеллектуальное развитие ребенка, вовторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.