Татьяна Якушкина
Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.
Якушкина Т. И.
Аннотация. В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся конкретные примеры сочетания фольклора и упражнений.
Публикация «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики,» размещена в разделах
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.
Известно, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки:
1)Водичка, водичка, умой мое личико….(Выполнение движений в соответствии с текстом).
2)Массаж пальцев.
Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув потом водой.
Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску. Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно.
Можно также комбинировать малые формы фольклора и нетрадиционные материалы. Так, например Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами:
Ежик колит нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть-
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными- девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет
Руки нам готовит к школе.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, а также у ребенка появляется желание повторять, запоминать текст. Четкий ритм потешек помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Пальчиковые игры и упражнения, разработанные на фольклорном материале в этом процессе неоценимы.
Примеры:
КОТИК НИТОЧКИ МОТАЕТ
Котик ниточки мотает, Дети вращают ручки,
На клубочек навивает, зажатые в кулачки, одна
Котик ниточки мотает, вокруг другой. Поочередно-
На клубочек навивает. то к себе, то от себя.
КАЛАЧИКИ
Калачики, калачики! Вращаем кулачки
Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши
Калачики, калачики! Вращаем кулачки
Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев
способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Список использованной литературы.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013