Получи документы

Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.

Татьяна Якушкина
Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.
▼ Скачать + Заказать документы

Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.

Якушкина Т. И.

Аннотация. В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся конкретные примеры сочетания фольклора и упражнений.

Публикация «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики,» размещена в разделах

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.

Известно, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки:

1)Водичка, водичка, умой мое личико….(Выполнение движений в соответствии с текстом).

2)Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску. Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно.

Можно также комбинировать малые формы фольклора и нетрадиционные материалы. Так, например Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами:

Ежик колит нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть-

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными- девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет

Руки нам готовит к школе.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, а также у ребенка появляется желание повторять, запоминать текст. Четкий ритм потешек помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Пальчиковые игры и упражнения, разработанные на фольклорном материале в этом процессе неоценимы.

Примеры:

КОТИК НИТОЧКИ МОТАЕТ

Котик ниточки мотает, Дети вращают ручки,

На клубочек навивает, зажатые в кулачки, одна

Котик ниточки мотает, вокруг другой. Поочередно-

На клубочек навивает. то к себе, то от себя.

КАЛАЧИКИ

Калачики, калачики! Вращаем кулачки

Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши

Калачики, калачики! Вращаем кулачки

Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев

способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Список использованной литературы.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя.

Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда Мало кто из вас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о ее взаимосвязи с речью. Что же такое мелкая моторика и.

Конспект НОД по развитию речи для младшей группы «Использование малых фольклорных форм» Задачи: -продолжить знакомство с потешками; -воспитывать интерес к устному народному творчеству; -учить запоминать и выразительно рассказывать.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Цель: Приобщение детей раннего возраста к фольклору. Задачи: 1 Научить детей слушать и воспринимать фольклорные произведения, формировать.

Программа по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных формПрограмма по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

Родительское собрание «Развитие речи детей 5–7 лет средствами малых фольклорных жанров» Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров». Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.
Опубликовано: 24 августа 2016 в 21:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Якушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД