Светлана Панченко
Роль классного руководителя в реализации воспитательного компонента ФГОС спо (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Веком образования» объявлен ЮНЕСКО XXI век. Всесторонняя образованность, интеллект, внутренняя культура, интеллигентность должны стать главными в жизни каждого человека. Данный приоритет века избран неслучайно: именно высоко эрудированные, физически здоровые, воспитанные люди могут работать в различных сферах жизнедеятельности, способны сформировать позитивные взгляды и убеждения, выработать определенные гражданские позиции, определиться в мнимых и подлинных ценностях. Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию. «Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания – сам человек» (В. А. Сухомлинский). «Главная цель воспитания - это воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию» (Г. К. Селевко). Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить : «им решается участь человека» (В. Г. Белинский, «…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель). Мы все вместе отвечаем за воспитание подрастающего поколения.
Публикация «Роль классного руководителя в реализации воспитательного компонента ФГОС спо (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Подготовка обучающихся в учреждениях СПО в современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, которые включают в себя воспитательный компонент : примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития, в которой охарактеризованы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности воспитательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно - нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Результатом воспитания является не некая «модель», а свободная духовная личность, ориентированная на ценности мировой и художественной культуры, творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Программирование воспитательного процесса – это совместная деятельность субъектов воспитания – обучающихся, педагогов, родителей. Именно что совместная деятельность! Не секрет, что в современном обществе в настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно - нравственный кризис. Масштабы которого таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе, общество вплотную приближается к грани необратимой духовно - нравственной и физической деградации. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Поэтому очень важным считается тесное взаимодействие образовательной организации и семьи. Ведущую роль в организации сотрудничества выполняют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую техникумом по отношению к воспитанию, обучению и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании и обучении обучающихся, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо грамотно осуществлять педагогическое сопровождение обучающегося, которое заключается не только в знаниях педагога о сущности происходящего, но и доступном педагогическом просвещении родителей.
Одна из первых сложных педагогических ситуаций, с которой сталкивается классный руководитель в техникуме, – это формирование и сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата, характеризующегося защищенностью каждого его члена, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью. Ведь ребята приходят из разных школ и не только нашего района, но и из других районов и областей. И возраст их 15 – 16 лет, как говорится «самый интересный». Все их положительное и отрицательное отношение к учебно – воспитательному процессу сложилось уже в школе. И здесь огромную роль играет классный руководитель и блестяще с ней справляется, если слышит хотя бы иногда «Вы наша мама» или «Вы наш папа». Согласитесь, это многого стоит! Считаю, что первым достижением должна быть сплоченность и взаимовыручка. На первых порах классный руководитель не знает на что способен и какими талантами обладает каждый обучающийся. И если педагог не наигранно, а искренне заинтересован в их учебной, личной жизни, если они видят его сопереживание (где похвалил, где укорил, где подсказал) ребята тянутся к нему душой и классный руководитель в курсе их проблем и иногда даже больше чем родители. Необходимо создать в группе такие условия, при которых каждый обучающийся достигнет высшего для себя уровня развития личности, главным качеством которой будет социальная активность. Надо верить в каждого воспитанника, потому что только наша вера в него укрепляет его способность стать таким, каким мы хотим его видеть во взрослой жизни. В том, чтобы ближе узнать «чем дышат ребята», большую роль играют совместно организованные и проводимые мероприятия. Классный руководитель совместно с ребятами выдвигает идеи, старается зарядить ребят творческим настроением. Сценарий мероприятия составляют вместе, задействованы все члены группы, у кого нет творческой жилки, помогают советом. Организация волонтерского отряда, трудовые десанты, участие в общественной жизни группы и техникума, в физкультурно – оздоровительных мероприятиях, все эти совместные дела способствуют сплочению коллектива. И классный руководитель благодаря сплоченности, азарту, спортивному духу группы становится заядлым болельщиком, наставником и участником всех мероприятий. Чтобы достичь сплоченности, взаимопонимания, успеха во всех начинаниях рекомендуется использовать современные воспитательные технологии, которые включают следующие системообразующие компоненты : диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно – деятельностный компонент, контрольно – управленческий компонент. Содержанием воспитательных технологий являются : научно обоснованные социализированные требования, передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка обучающегося, организация творческого дела, создание ситуации успеха. Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к обучающемуся, единство обучения и воспитания. Личностно - ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно - ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности. Ситуативные технологии воспитания – это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением обучающихся в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Ситуативные технологии разрабатываются и используются в связи с определенными обстоятельствами, например обучающиеся склонны совершать недостойные поступки, однако не видят в них нарушения этических норм, или в коллективе часто возникают конфликты и требуется помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Ситуативные технологии используются для решения таких проблем, которые порождаются особым стечением обстоятельств. Развитая личность, если воспитание эффективно, не приемлет ни давления, ни дидактики. Поэтому классный руководитель должен серьезно относиться к становлению личности будущего выпускника и, конечно же, не должен игнорировать его психологические особенности. В своей воспитательной деятельности каждому классному руководителю необходимо помнить слова А. С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему».
И в заключение считаю, что классный руководитель является одной из ключевых фигур в воспитательном процессе. Его работа должна представлять собой целенаправленную, системную и планируемую деятельность, только тогда можно будет говорить об эффективности воспитательного процесса. Педагог – это творец, создающий сегодня будущее: свое и других поколений, и от его ежедневной работы зависит, каким оно будет. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком…» - Жан Жак Руссо.
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. 2009. №4.
2. Якиманская И. С. Технология личностного ориентированного образования. М. : Сентябрь, 2000
3. Бочаров В. Г. Современные образовательные технологии. М. : 2008.