Екатерина Балакаева
О реализации регионального компонента в образовательном процессе МКДОУ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
О реализации регионального компонента в образовательном процессе МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Балакаева Е. Н., старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» г. Элисты
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который определил переходный период и период полноценной реализации ФГОС ДО с января этого года.
Публикация «О реализации регионального компонента в образовательном процессе МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
В течение переходного периода МКДОУ №24 функционировало в режиме городской опорной площадки по внедрению ФГОС ДО согласно Приказа УОА г. Элисты от 08.04.2014 г. «Об утверждении списка городских опорных площадок по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования по программе «Детство».
В рамках данной работы приоритетным направлением деятельности ДОУ стало: разработка, внедрение и распространение актуального педагогического опыта по реализации ФГОС ДО в образовательную деятельность ДОО, с учетом регионального компонента вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ.
Назначение регионального компонента в ФГОС ДО — защита и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Таким образом, реализации задач ФГОС ДО региональному компоненту уделяется огромное значение.
По данному направлению работы дошкольной организацией проведена следующая работа:
Творческой (рабочей) группой ДОУ разработана ООП ДО на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанную авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, под руководством к. п. н., профессора Т. И. Бабаевой, д. п. н., профессора А. Г. Гогоберидзе, к. п. н., доцента О. В. Солнцевой и др. и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с включением вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, отражающая реализацию задач региональной компетенции.
В целевом разделе программы региональный компонент представлен в следующем:
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром и его познания, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации, а также создание в дошкольной организации развивающего пространства по подготовке выпускника – носителя этнической культуры своего народа.
Задачи программы региональной направленности :
развитие на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности) интереса детей к калмыцкому языку, желание говорить на языке, формирование у детей первоначальной коммуникативной компетентности в рамках изучаемой тематики, в соответствии с программой дошкольного обучения;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в соответствии с традициями и обычаями народов родного края;
создание необходимых условий для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Создание условий для продолжения этнокультурного образования выпускников национальных групп в национальных классах школ республики, калмыцкой национальной гимназии г. Элисты.
Принципы реализации программы :
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В сетку непрерывной образовательной деятельности включены образовательные ситуации по изучению калмыцкого языка в ДОУ, в соответствии с возрастной учебной нагрузкой детей.
В содержательном разделе программы региональный компонент представлен во всех образовательных областях.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
Методическое пособие для педагогов и родителей (рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Элиста – мой дом родной»)
«Конспекты сюжетно-ролевых игр с региональным компонентом в ДОУ» составители Бальджикова Л. И., Балакаева Е. Н., 2012 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ разработаны:
«Развитие логического мышления с применением элементов технологии УДЕ на занятиях ФЭМП» Л. А. Бондаренко, 2010 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
«Бичкддин садт хальмг кел дасхлна дидактическ наадд», Бальджикова Л. И., Балакаева Е. Н., МОКиН РК, 2010 г.
Альбомы «Первые шаги в обучении детей 2 – 3 лет родному языку с использованием развивающих игр» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) составитель Назаренко Т. В., 2012 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 23.10.2014г.)
«Использование настольно-печатных игр для развития представлений дошкольников о родном крае», Балакаева Е. Н., 2012 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №3 от 17.03.2013г.)
«Достопримечательности нашей столицы», составитель Балакаева Е. Н., 2013 г.
«Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста», Жукова Н. А., 2013 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 23.10.2014г.)
«Природа родного края», информационный материал для детей старшего дошкольного возраста, 2014 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
Из жизни калмыцкого народа» (подборка информационного и иллюстративного материала) составитель Балакаева Е. Н., 2013г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
«ИКТ-технологии в обучении детей калмыцкому языку» (компьютерные игры в обучении детей калмыцкому языку, Балакаева Е. Н., 2014 г. Данная работа обобщена на методическом совете УОА г. Элисты (протокол №5 от 14.03.2014г.)
«врмт девтр», сборник дидактических игр и рабочая тетрадь для проведения студийно-кружковой работы, составители Бальджикова Л. И., Балакаева Е. Н., 2014 г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №5 от 13.03.2015г.)
Образовательная область
«Речевое развитие»
Согласно приказа МО и Н РК от 12.11.2014г. № 1262 «О творческой группе педагогов дошкольного образования по разработке регионального компонента ФГОС ДО» МКДОУ приняло участие в разработке региональной части образовательной области «Речевое развитие», под руководством начальника отдела дошкольного, дополнительного образования и воспитания Бютциновой Н. Н. По итогам работы на заседании региональной творческой группы был представлен следующий опыт работы ДОУ:
Основные цели и задачи регионального компонента образовательная область «Речевое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы ОО «Речевое развитие» по 22 темам комплексно-тематического планирования, рекомендованного ДОУ г. Элисты.
Планируемые итоговые результаты
Конспекты бесед с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Расскажите с нами, расскажите сами», 2015г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
«Нарн», детская хрестоматия, 2004 г.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
«Детская хрестоматия» по ознакомлению с произведениями УНТ, калмыцких поэтов и писателей в соответствии с сюжетно-тематическим планированием ДОУ, 2014г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
Увлекательный мир калмыцких сказок (инсценировки, схемы для пересказа, 2015г. Данная работа обобщена на методическом совете методического центра УОА г. Элисты (протокол №1 от 27.11.2015г.)
«Салькна айс», сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Донцова О. Д., Балакаева Е. Н., 2006 г.
«Сюжетно-тематическое планирование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста», Донцова О. Д., 2014 г.
Образовательная область
«Физическое развитие»
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
«Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Хургунова О. Г., Элиста, 2009 г.
«Наар, наар, наадыя!» хальмг улсин шулун-шудрмг наадд, Балакан Е, 2010 г.
В содержательном разделе программы описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Ежегодно в детском саду проводится проектная деятельность с активным участием родительской общественности. Так за последние годы в ДОУ разработаны и проведены следующие проекты по реализации задач вариативной части ООП ДО:
«Диалог культур»;
«Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»;
«Берегите тюльпаны!»;
«Моя семья»;
«Что такое альчики?»;
«Полезные свойства калмыцкого чая»;
«Мой любимый город»;
«Калмыцкий фольклор»;
«Мама, папа, я – спортивная семья!» и др.
В программно-методическое обеспечение включена программа
Раздел «Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга».
Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона от 29.12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», участие ребенка в диагностическом обследовании для осуществления индивидуальной работы в образовательном процессе детского сада и семьи допускается только с согласия его родителей (законных представителей). В детском саду проводится работа по данному направлению с каждой семьей с момента поступления ребенка в детский сад.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года). Для ее проведения разработаны диагностические материалы на основе научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду» в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО, в том числе и по мониторингу обучения детей калмыцкому языку в ДОУ.
В организационном разделе программы региональный компонент представлен в сюжетно-тематическом планировании.
Ранний возраст.
В раннем возрасте темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта (предметный мир, социальный мир, мир природы) и приоритетного направления в ДОУ, с включением тем региональной направленности.
Образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы «сюжет» и содержание детской жизни. В течение недели игровые персонажи становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.
В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.
Все содержание образовательного процесса способствует неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и дает каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Сюжетно-тематическое планирование ДОУ. Дошкольный возраст.
Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определены исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Эта тема находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности
Учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Золотая осень, Новый год и т. п., общественно-политические праздники (День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др., в том числе и национальные (Зул, Цаан сар, Масленица и др.)
Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит день в соответствии темой недели. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: в общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводится кружковая работа по различным направлениям, в том числе и региональной компетенции. В это время планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.
В целях реализации сюжетно-тематического планирования ДОУ педагогически составом внедряется «Примерное комплексно-тематическое планирование «Региональный компонент вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования», составленное коллективом авторов, в число которых вошли Горяева С. М., заведующий, Бальджикова Л. И., Балакаева Е. Н., учителя родного языка МКДОУ № 24.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Центром познавательных интересов в предметно-развивающей среде к вариативной части программы становится этнографический уголок в группе. Любой предмет этнографического уголка может подсказать тему для интересного разговора. В таком уголке дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь этнографический уголок — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. При этом все имеющиеся уголки становятся эффективным средством развития познавательных интересов детей в рамках решения задач региональной компетентности, это: зона сюжетно-ролевых игр, музыкальный, природный, книжный, творческий и многие другие уголки, центры, зоны групп и ДОУ.
Для расширения знаний педагогов и детей в ДОУ разработано пособие «Из жизни калмыцкого народа» (подборка информационного и иллюстративного материала) составитель Балакаева Е. Н., 2013 г.
В приложении ООП ДО представлены две парциальные программы
Парциальная образовательная программа «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель к. п. н. В. К. Эрендженова, авторы-составители Л. И. Бальджикова, Е. Н. Бамбышева и др., 2010 г.
Парциальная образовательная программа ознакомления дошкольников с родным краем «Я – элистинец!», опыт работы ДОУ г. Элисты.
Последовательность реализации разделов программ определена в соответствии с сюжетно-тематическим планированием дошкольного учреждения и основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ.