Татьяна Попова
Использование возможностей социальных сетей в работе классного руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
(на примере социальной сети Dnevnik.ru)
В Интернете все на расстоянии «вытянутой руки».
Надо только знать, как вытянуть руку.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности особенно важным является усиление роли классного руководителя. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения и наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Публикация «Использование возможностей социальных сетей в работе классного руководителя» размещена в разделах
Изменению содержания и методов воспитания, расширению форм работы с учащимися, развитию их творческого потенциала, оптимизации общения с учениками и их родителями, на наш взгляд, способствует использование информационных технологий. Все популярнее становятся социальные сети, ставшие уже чем-то вроде отдельного мира, в котором проводят большую часть своей жизни миллионы жителей нашей планеты. Сегодня это целая вселенная со своими законами, принципами и культурой.
Какие же преимущества может дать современному ученику использование возможностей социальных сетей, каким образом можно вести воспитательную работу с использованием этого нового инструмента? Рассмотрим это на примере работы в рамках школьной социальной сети Дневник. ru. В ней есть все основные функции социальных сетей, адаптированных для использования в школах: коммуникативная функция, функция самопрезентации/самовыражения, развлечения, социализации, записной книжки, саморазвития, психологической разрядки, информационная и оценочная функции.
«Дневник» представляет разнообразные возможности использования для гимназистов, учителей и родителей: расписание уроков, электронный журнал, электронный дневник, домашнее задание, личные страницы, сообщения, файлы, группы и события. Сочетаясь между собой, они создают возможность дистанционного воспитания.
Деятельность классного руководителя осуществляется в проекте в следующих направлениях: ведение электронного журнала, воспитательная работа в дистанционной форме, взаимодействие с родителями.
Реализуя свои организационно-координирующие функции, классный руководитель обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей, устанавливая контакты с родителями обучающихся; оказывает помощь родителям в воспитании детей, проводя консультации, беседы; взаимодействует с педагогическими работниками; организует воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирует и учитывает разнообразную деятельность учащихся; взаимодействует с каждым учеником и всем коллективом класса в целом; ведет документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководите-ля).
В системе Дневник. ru имеется возможность обмениваться сообщениями, а также оставлять сообщения на Стене Класса или Школы. Классный руководитель имеет возможность вести Новостную ленту, где отражается жизнь коллектива. Если необходимо сообщить родителям что-то экстренное, важное, можно воспользоваться функцией «Объявления», где, например, можно сообщить, когда и где состоится родительское собрание, мероприятие, информацию о каких-либо изменениях в учебном процессе.
На странице урока в 1 классе в качестве комментария учитель (классный руководитель) каждому родителю пишет о том, как справился их ребёнок с работой. В файловом хранилище класса есть папки с детскими работами, которые ребята рисуют на занятиях в изостудии (например, папка «Зимние деревья», «Подводный мир», «Коты» и др., выполняют на уроках технологии (папка «Своими руками»). Родители очень довольны тем, что можно увидеть по этим работам, как изменяется мастерство их ребёнка, и пишут об этом на Стене личной страницы педагога. В папке «Классные часы» выкладываются материалы (фото, видео) наиболее интересных тематических классных часов. В папке «Перемена» по фотографиям родители могут увидеть, как проводит перемену их ребёнок, и сделать соответствующие выводы.
Дневник. ru позволяет сократить время подготовки учителем классных часов, родительских собраний, а также и провести их. На подготовительном этапе классный руководитель отбирает материал в соответствии с темой проводимого мероприятия, готовит анкету, вопросы для обсуждения и др. Затем он загружает информацию в Файловое хранилище Класса и создает Объявление или Новость на странице Класса, где дает подробный план действий родителей или учащихся с указанием ссылок на соответствующие документы. Обратная связь организуется на Форуме Класса по вопросам для обсуждения, ответы на вопросы анкеты можно попросить выслать в сообщении. Итоги родительского собрания классный руководитель подводит в Новостной ленте, выложив обобщенные результаты анкетирования.
Провести индивидуальные и групповые консультации по актуальным вопросам воспитания можно через функцию «Событие». На Форуме класса организовано обсуждение таких тем, как «Каждый ребёнок – драгоценный дар!», «Самостоятельность – это важно», «Семейные традиции, важны ли они?» и др. Родители пишут своё мнение, кто-то соглашается, кто-то спорит.
Как показывает опыт, родители и дети активно включаются в такую форму проведения родительских собраний и консультаций: «… интересно и быстро. Не приходится долго сидеть в классе и слушать то, что можно прочитать за несколько минут… В целом, выложенная информация полезна…Давайте и дальше использовать такую форму проведения родительских собраний…Хочется, чтобы родители были поактивнее…».
Профессионализм классного руководителя проявляется в мотивации родителей и детей на активное участие в такой форме работы. В гимназии объявлен конкурс на самого активного пользователя «Электронного дневника» по четырем номинациям: «Самый креативный классный руководитель», «Самый активный класс», «Самая интересная страница класса», «Самый креативный учитель-предметник».
Контролирующая функция классного руководителя заключаются в контроле над успеваемостью и за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося. Используя в своей деятельности Дневник. ru, классный руководитель может легко осуществить мониторинг успеваемости, автоматически выводя статистику оценок по предметам, ученикам, проследить качество, составить рейтинг учеников – всё это без затрат времени. Для отдельных родителей можно распечатать с сайта статистику оценок ученика. Имеется возможность отслеживать качество обучения по от-дельным предметам, что позволяет после беседы с учителем-предметником провести работу с обучающимися.
Используя возможности школьной социальной сети - относительно новой формы взаимодействия учеников, учителей и родителей, - мы организуем проведение конкурсов, анкетирования, олимпиад и участие в них. Уже стали традиционными конкурсы фотографий. Например, в конкурсе «Мой замечательный ребёнок», проведенном в 1-в классе, участвовало 65 фотографий. В сети прошло голосование, лучшие фотоработы были отмечены призами на совместном с детьми родительском собрании.
На странице класса можно создавать группы общения. Например, в 1-в классе создано две группы, администраторами которых являются ученики класса, самые активные пользователи дневника. Участники этих групп, дети и родители, общаются, выкладывают фотографии, обсуж-дают различные темы на форуме. В группе «Наши маленькие питомцы» идет обсуждение темы «Понимают ли собаки человеческий язык?». Администратор группы объявил конкурс фотографий домашних питомцев. Когда дети становятся старше, активнее они создают более серьёзные группы. Например, ученица 4 класса создала глобальную группу «Вдохновение души», где участники группы размещают стихи собственного сочинения, обмениваются мнением. Учитель начальных классов создал группу «На уроке», в которой сегодня более 300 участников. Они делятся друг с другом историями, которые происходят на уроках. Дети и родители могут участвовать в уже существующих группах сети, созданных другими школами, по своему желанию или по рекомендации классного руководителя.
В качестве профилактики нарушения правил дорожного движения была организована группа общения, в ходе работы которой ученики вспомнили правила дорожного движения. В этом им помогали материалы в разделе Файлы. Затем ученики ответили на вопросы викторины, которая была размещена в виде мультимедийной презентации в разделе Файлы, ответы на вопросы они прислали в виде личных сообщений учителю.
Развитие коммуникативных навыков обучающихся происходит через организацию обсуждения различных событий: размещения в сети виртуальной выставки гимназической изостудии «Разноцветный мир» и выпусков газеты «Школьная жизнь в режиме ONLINE», результатов игры старшеклассников «Игры разума», реализации проекта «Антология научных заблуждений» и др.
Каждый пользователь Дневник. ru (и родитель, и учитель, и ученик) имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог. Анализируя заполненные странички и сопоставляя их с характерами владельцев, можно составить некоторое представление об образе мыслей человека, о его внутреннем мире. Просматривая высказывания учащихся при организованном обсуждении каких-либо вопросов на Форуме или в Группах общения, можно проанализировать атмосферу межличностных отношений в классном коллективе и спланировать работу в данном направлении.
Определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся и основных видов деятельности, форм, условий организации воспитательной работы (с учетом интересов детей) составляет проектно-организаторскую функцию классного руководите-ля. В социальной сети можно организовать разработку совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса. Реализовать систему управления и самоуправления в классе можно через назначение (выбор) администраторов групп общения, ответственных за ведение новостной ленты класса, за размещение фотографий в разделе Файлы, за ведение темы на Форуме класса и др.
Таким образом, школьная социальная сеть – это сервис, который помогает родителям принимать активное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает своевременный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией гимназии. Родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса и его результатов не на словах, а на деле.
Список литературы
1. Богданов Д. В. Социальный функции Интернета.
2. Бодосова Т. С. Использование социальных сетей в воспитательной работе
3. Парунина И. В. Использование возм
ожностей дистанционного образования в рамках социальной сети «Дневник» для повышения эффективности работы классного руководителя.
4. Суворова Л. В. Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя.