Татьяна Семка
Эффективность использования образовательных модулей «STEM-образования» в реализации ФГОС до (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка во всем его многообразии : любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, – вот одна из задач дошкольного образования. Решить эту задачу можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.
Публикация «Эффективность использования образовательных модулей „STEM-образования“ в реализации ФГОС до (из опыта работы)» размещена в разделах
В современной педагогике сложилась парадоксальная ситуация: чем больше «разрастается» теория, тем сложнее подчас становится воспитателю в детском саду. В потоке инноваций педагогическая наука сегодня иногда забывает о собственном творческом характере. Восприняв такую информацию, педагог пытается реализовать инструкции на практике, но ни общие фразы об актуальности и значимости, ни алгоритмы не приносят большого эффекта. Ведь весь наш мир – не алгоритм, а неповторимый калейдоскоп, и каждый ребёнок – не «типовой» маленький взрослый, а личность, переживающая достаточно сложный и полный вызовов период детства. Выходом может стать создание определённой системы, в которой соединится наука, методика, достижения промышленности.
Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно – пространственная среда. И вот тут на помощь приходит программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Она включает в себя пять образовательных модулей : «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», «Мультстудия «Я творю мир», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование». Хочется поделиться опытом реализации данной программы в нашем учреждении.
С сентября 2018 года МБДОУ ДСКВ №27 г. Ейска МО Ейский район присвоен статус базовой организации муниципальной инновационной площадки. Работа инновационной площадки функционирует по трё м направлениям: «Мультстудия «Мультяшки», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование». Приобретено необходимое оборудование и открыты в ДОУ: STEM – лаборатория «Почемучки», студия лего-конструирования «Легоша», студия мультипликационных фильмов «Мультяшки». Педагоги учреждения прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Условия организации STEM – образования дошкольников», педагоги ДОУ приняли участие в работе семинара по теме «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста средствами авторской мультипликации». Семинар проходил в городе Краснодаре под руководством одного из авторов образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» Натальи Сергеевны Муродходжаевой. Педагоги, прошедшие обучение, поделились опытом и знаниями с коллегами. Организован семинар-практикум для воспитателей учреждения, цель которого повысить профессиональный уровень педагогов, их компетентность. Коллектив детского сада с энтузиазмом принял новые направления в работе. Так как многие понимают, что попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных занятиях в детском саду малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Все образовательные модули STEM-образования взаимосвязаны между собой. Интеграция образовательных модулей обеспечивает достижение образовательных целей в процессе приоритетной для возраста детской деятельности – познавательно-исследовательской с вовлечением в научно-техническое творчество. И мы на деле убедились в этом, так как получили первые результаты. В сентябре 2018 года в рамках мониторинга провели глубокое изучение всех детей в целях установления уровня развития индивидуальных особенностей психики. А детей, охваченных модулем «Экспериментирование живой и неживой природы» (многие из них посещают мультстудию, занимаются лего-конструированием) взяли под особый контроль. В ходе обследования выявлен уровень развития познавательных процессов у дошкольников. В феврале 2019 года проведено промежуточное диагностическое изучение познавательных процессов воспитанников. У детей, охваченных модулями STEM-образования результат значительно выше: увеличение числа воспитанников с высоким уровнем развития психических процессов (особое внимание уделено наглядно-образному мышлению, а число воспитанников с низким уровнем развития психических процессов значительно уменьшилось.
Проведённая работа по развитию исследовательских способностей принесла свои результаты. Инициатором исследований является ребёнок, тема исследования интересна ему. То, что удивляет, привлекает, интересует, способно разжечь огонь исследовательского поиска и познавательной активности. А для этого нужно слушать и слышать ребёнка, следовать за его склонностями, за его интересами. Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим и он обязательно будет услышан. Постепенно каждый ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого стимулируем детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учим слышать чужие аргументы. Абсолютно обязательно каждое исследование ребёнка завершать защитой. Она проходит в форме фестиваля, конкурса, а также в любой интересной для ребёнка форме. В том числе – и авторский мультфильм. Он позволяет суммировать и на своевременном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребенком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей. В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребенка из любого другого модуля программы STEM-образования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фребеля, объекты, собранные из LEGO, роботы и т. д. Для развития интеллекта в современных условиях требуется активная познавательная позиция ребёнка. Так как «ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия самого ребёнка, который активно и увлечённо манипулирует и экспериментирует с реальной современной развивающей предметно – пространственной средой. Для этого в каждой группе детского сада создан центр экспериментирования, в каждом имеется необходимое оборудование. Но каждая группа имеет доступ и в STEM лабораторию, для этого составлен график, где есть возможность более глубоко провести исследовательскую деятельность. Дети с удовольствием посещают лабораторию и каждый находит там себе дело по интересам. Оборудованная исследовательская лаборатория введена в педагогический процесс, это предоставляет педагогам возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Одновременно ведётся работа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников посредством вовлечения родных и близких ребёнка в процесс его систематизированного воспитания и обучения. Мы понимаем, что эту работу мы только начали и не все родители понимают важность данного направления деятельности ДОУ. Но мы уверены, что и здесь будут получены положительные результаты. Работа с родителями разнообразна и интересна. Проведены в разных группах - анкетирования, консультации, родительские собрания по теме STEM – образования, организованы выставки оборудования, открытые просмотры исследовательской деятельности, где родители вместе с детьми экспериментировали, разработаны буклеты для родителей по всем трём направлениям деятельности ДОУ. Эти мероприятия просвещают родителей в области исследовательского обучения дошкольников и развития детской одарённости. Для специалистов ДОУ эти мероприятия носят и диагностический характер, так как полученная информация помогает глубже изучить интересы родителей, их уровень знаний по данной теме. Проанализировав полученную информацию, мы делаем определённые выводы по дальнейшей работе с родителями.
В этом году наш творческий коллектив принял участие в международном фестивале авторского мультфильма, куда направлено три работы. Ждём результатов конкурса. С целью транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности участвовали в работе межрегиональной научно – методической конференции «Теория и практика компетентностного подхода в образовании. Практикоориентированное обучение: опыт прошлого – взгляд в будущее» с докладом по теме: «Авторская мультипликация как средство воспитания добрых чувств у дошкольников».
Одна из задач, стоящая перед нашим дошкольным учреждением, заключается в воспитании личности, способной социально адаптироваться, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации, не поддающейся негативному воздействию извне.
Педагоги ДОУ работают над тем, чтобы не потерять индивидуальности ребёнка, не упустить сензетивный (то есть наиболее благоприятный) период развития, поддержать его активную познавательную позицию. Ведь каждый человек, имеющий отношение к педагогике, осознаёт их значимость для всестороннего и гармоничного развития личности.