Получи документы

Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)

Инесса Тимченко
Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Цель регионального компонента - развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Публикация «Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Задачи регионального компонента : развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья; дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация.

Работая по региональному компоненту, осуществляем комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине, родному краю, городу. Эта взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

В ДОУ разработана программа по региональному компоненту в основе которой лежит программа Р. М. Литвиновой «Региональная культура как условие формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Уголок России – отчий дом…

2. Литературное и художественное наследие.

3. Люблю тебя, мой край родной.

4. Казаки на Ставрополье.

5. Я и мой город.

Для реализации данной программы педагоги используют такие формы работы с детьми, как тематические занятия, экскурсии, путешествия по экологической тропе, улицам города, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, проекты, беседы, компьютерные путешествия по краю и России, художественно-творческие, подвижные игры народов нашего края, посещение музея, традиционные праздники и т. д.

Работа с детьми по внедрению регионального компонента началась с изучения первого раздела программы «Уголок России – отчий дом». В течение двух месяцев педагоги знакомят детей с нашей страной, с малой Родиной, её историей, символикой, с главными городами России, с героями города, края, страны, с государственными символами России, воспитывают интерес к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства.

Следующим этапом внедрения регионального компоненте стала работа с детьми по «Литературному и художественному наследию». Дети знакомятся с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья, с художниками и их картинами. В процессе бесед, DVD просмотров дети раскрывают для себя талантливых взрослых писателей, художников. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинах, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям. Легенды – рождают волнение, в них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни». В сказках и легендах дети учатся слышать наставления и приобретать знания о мире и человеке: как устроен мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни.

Очень интересным в данной программе является раздел «Люблю тебя, мой край родной». В этом разделе дети знакомятся с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием растительного и животного мира, с городами-курортами Кавказских Минеральных Вод, музеями, памятниками архитектуры и природы, храмами, с народами и их обычаями, культурой, историей возникновения флага и герба – государственных атрибутов России и края. Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Как писал К. Д. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В разделе «История, культура и быт казачества» воспитатели приобщают детей к казачьему фольклору, знакомят с играми, сказками, народными костюмами, традициями и обычаями казачьих семей, с их бытом. Дети посещают музей СОШ № 1, где знакомятся с атрибутами была казаков. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели, музыкальный руководитель уделяют большое внимание казачьи играм, которые развивают у детей ловкость, силу, ответственность, быстроту и терпение.

Самым интересным на наш взгляд стал раздел «Я и мой город». В этом разделе дети изучают историю возникновения и развития нашего города, памятники архитектуры и природы, достопримечательности, знакомятся с выдающимися людьми города, с героями-защитниками нашего города, музеями и т. д. На протяжении нескольких лет наше учреждение проводит работу в данном направлении через проектную деятельность. Неоднократно представлялись проекты «Мой город», «Моя семья», «Любимое место в городе», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и т. д. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям потому, что все взаимосвязано.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции, фотовыставки, совместные проекты и т. д.

Работа по региональному компоненту принесла положительный результат. У многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно-прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

.

Публикации по теме:

Обновление содержания регионального компонента в ДОУ В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования.

Обобщение опыта «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» (из опыта работы воспитателя дошкольной группы при МБОУ «Большекуналейская.

Отчёт по самообразованию «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками» В 2018-2019 году мною была выбрана тема по самообразованию «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками». Изучение краеведения.

Перспективный план работы с родителями в средней группе (с включением регионального компонента) Перспективный план по работе с родителями в средней группе «Пчелка» на 2018-2019 учебный год Цель: Способствовать установлению сотрудничества.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Приволжска ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Внедрение инновационных технологий.

Проект «Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс» Паспорт проекта Наименование проекта «Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс» Руководитель проекта Катышкина Светлана Андреевна.

Реализация регионального компонента воспитателя Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение.

Систематизирование и внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОБОК» Воспитатель: Дубкова Е. Б. Забота о здоровье – это важнейший труд.

Внедрение Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ Гаврилова В. С. МБДОУ №96 «Калинка», г. Улан- Удэ Внедрение ЛЕГО- конструирование и робототехника в образовательный процесс ДОУ. В настоящее.

Внедрение регионального компонента в образовательный процесс как одно из условий реализации ООП ДО Внедрение регионального компонента в образовательный процесс, как одно из условий реализации ООП ДО Дошкольное детство – важный этап в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 10:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение регионального компонента в педагогический процесс ДОУ (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Инесса Тимченко (УИ 300086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД