Татьяна Гусева
Описание опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
село Александровское
2019
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»
Публикация «Описание опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах
В. Сухомлинский
Я - музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 «Радуга» Александровского района Ставропольского края, Гусева Татьяна Анатольевна, хочу поделиться опытом своей работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах (Приложение 1).Это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагоги психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием их эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием и воспитанием воли;
• развитием памяти, воображения, речи (монолога и диалога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, участие в праздниках и развлечениях раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольник отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, адеятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом (Приложение 2).
Изучив огромное количество литературы по данной теме (Приложение 7, я убедилась, что отечественной наукой накоплен определенный опыт, который коснулся отдельных аспектов обучения и развития детей в детском саду и семье.
Однако существуют и определенные проблемы:
• в Программах воспитания и обучения детей в детском саду до 2008 года организация досуга детей рассматривалась в разделе музыкального воспитания, где ему придавалось второстепенное значение. Это снижало качество содержания развлечений и не способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям для использования свободного времени в социально значимых целях. Одновременно в научных трудах не было разработано понятие «культурно-досуговая деятельность» детей в детском саду, не рассматривалась эта деятельность в качестве основного фактора «врастания» ребенка в культуру, не изучались культурные потребности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте при организации культурно-досуговой деятельности.
• ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;
• не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;
• не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;
• наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей;
• специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы воспитания основ культуры ребенка и организации в свободное время детей в дошкольных образовательных учреждениях культурно-досуговой деятельности, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства.
Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.
Считаю, что организация культурно-досуговой деятельности должна строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что обеспечит успешную адаптацию к современной жизни и активную позицию в продуктивной культурной деятельности (Приложение 3).
Цель моей работы- сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.
Для достижения поставленных целей я поставила перед собой следующиезадачи:
1. Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
2. Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, через сюжетно-двигательные композиции.
3. Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
4. Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию.
5. Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: "Как рассказывать детям о музыке?" Д. Кабалевского, "Эстетическое воспитание в семье" Л. Михеевой, "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н. Ветлугиной, А. Кенаман; инновационные программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой, "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, "Танцевальная мозаика" С. Слуцкой, "Цветные ладошки" И. Лыковой, статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Карусель", "Музыкальная жизнь" (Приложение 7).
При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М. Чистяковой, логоритмические комплексы, программу "Здравствуй!" М. Л. Лазарева. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию (Приложение 4). В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т. д.).
В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл "Муха Цокотуха на новый лад", музыкальная сказка "Снежная королева", КВН, КВМ - клуб весёлых малышей, экологических ("День Земли", фольклорных ("Праздник народных игр", спортивных ("Зимние забавы", валеологических праздников ("Гигиена в гостях у ребят", театрализованных постановок с участием детей и их родителей ("Путешествие по сказкам"). Дети активно участвуют в развлечениях "День игры и игрушки", "День варенья", "Путешествие с красками", "Зов джунглей", "Поле чудес"; в концертах "Утренняя звезда", "Созвездие".
Ознакомившись с программой Сорокиной И. Ф. «Театр - Творчество - Дети»,
разработала программу «Театральная мозаика» по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста, изготовила картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток. Изучив программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», составила свою программу «Танцевальное ассорти». Данная программа направлена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей дошкольного возраста. В программе «Танцевальное ассорти» предполагается максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса:
музыка+коммуникация+здоровье+социализация+познание+художественное творчество (Приложение 3).
В результате работы с детьми по данным программам, культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.
Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия».
С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах (Приложение 4).
В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты, драпировки из ткани по краям стены (функция рамки). Невозможно представить праздник в детском саду без декораций,атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся.
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин и т. п.
Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.
Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей (Приложение 6).
Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция - один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с ФГТ. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому» (Приложение 3).
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Образовательная область «Музыка»
Основные цели и задачи музыкального воспитания :
• Формирование опыта слушателя через знакомство с различными музыкальными жанрами на основе интеграции с другими видами искусства;
• Формирование целостного восприятия музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа;
• Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство);
• Формирование основ музыкальной грамоты (лад, мелодия, музыкальная фраза, звуко-высотный строй, тембр, метро-ритм, темп, композиция музыкального произведения, жанр);
• Совершенствование голосового аппарата с опорой на индивидуальные особенности детей, отрабатывать правильную дикцию;
• Формирование исполнительской культуры (выразительность и др.)
• Развитие способности выразительно, ритмично двигаться и передавать пластические образы, используя разнообразные виды движений;
• Формирование представлений о музыкальных инструментах, их истории; умения исполнять несложные музыкальные произведения в оркестре;
• Развивать способности к импровизации на детских музыкальных инструментах простейших мелодий; умения делать эстетические суждения о музыкальных произведениях, используя музыкальные термины;
• Развитие творческих способностей через вовлечение в различные формы музыкально-творческой деятельности, с опорой на склонности, способности и предпочтения детей;
Сформированность умений и навыков в музыкальной деятельности оценивается в процессе выполнения детьми творческих заданий.
Диагностические задания.
Задание № 1. «Угадай мелодию»
Цель. Выявление знаний о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Материал. Карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей; фонограммы произведений П. И. Чайковского, Д. Кабалевского, Е. Тиличеевой.
Детям раздают карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунка на карточках. Дети должны узнать произведение и поднять соответствующую карточку.
Затем педагог предлагает ребенку (по желанию) рассказать об этом произведении по плану-вопроснику: название, ФИО композитора, музыкальный жанр, средства выразительности данного произведения, музыкальный жанр, что можно под это произведение исполнять.
Задание № 2. «Вернисаж»
Цель. Выявление способности находить близкие выразительные средства в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства.
Материал. Репродукции пейзажей (разные времена года, фонограммы пьес П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
На столе выставлены репродукции пейзажей, изображающие разные времена года. Педагог включает фонограмму или исполняет на фортепиано одно из произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети должны выставить на мольберт картину, соответствующую данному произведению, и объяснить, почему выбрали именно ее, чем она близка данному произведению.
Задание №3. «Концерт по заявкам»
Цель. Выявление умения узнавать знакомые произведения, составлять рассказ о любимом произведении.
Материал. Фонограммы любимых произведений детей.
Педагог сообщает ребятам, что сегодня в детском саду будет проводиться радиопередача «Концерт по заявкам радиослушателей».
Детям предлагается составить заявку: название произведения; фамилия, имя, отчество композитора; жанр произведения; почему я люблю это произведение и кому бы хотел его подарить.
Задание 4. «Дождик»
Цель. Выявление способности определять характер произведения, сравнивать, давать характеристику, используя музыкальную терминологии, (лад, темп, настроении и т. д.).
Материал. Фонограммы произведений: И. Кадомцев «Летний дождик», Е. Тиличеевой «Дождик». Педагог предлагает детям прослушать два произведения, которые имеют одно название «Дождик», и определить: одинаковые ли по настроению произведения? О каком дождике рассказывается в первом? Какое настроение вызывает второе произведение? Как композитор изобразил капли дождя? Затем детям предлагается придумать рассказ о разных дождиках.
Задание 5. «Поющие воробьи»
Цель. Выявление способности различать звуки по высоте и воспроизводить их голосом.
Материал. Иллюстрации с изображением дерева, на ветках которого, расположенных на разном уровне, сидят воробьи.
Дети следят за указкой педагога и, в зависимости от уровня положения воробья на ветке, воспроизводят звукоподражанием «чирик» определенной высоты.
Задание 6. «Музыкальный сундучок»
Цель. Выявление способности различать тембр различных музыкальных инструментов и называть их.
Материал. Сундучок, магнитофон, карточки с изображением музыкальных инструментов, фонограммы с их звучанием.
Педагог показывает детям «Волшебный сундучок» (в нем лежит маленький магнитофон) и говорит: «В волшебном сундучке спрятались музыкальные инструменты. Назовите их, угадав по звучанию».
После каждого примера дети поднимают карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называют его.
Задание7. «Солнышко»
Цель. Выявление умения воспроизводить ритмический рисунок произведения на музыкальных инструментах (ложки, металлофон, барабан).
Материал. Фонограмма произведения Е. Тиличеевой «Солнышко»
Музыкальный руководитель исполняет песню Е. Тиличеевой «Солнышко» и предлагает детям отстучать ритмический рисунок на музыкальном инструменте.
Литература.
1 - Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 4. Детская психология. М., 1984. С. 258-259.
2 - Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
3 - Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2006. С. 285.
4 - Козлова А. С., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
5 - Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
6 - Дубровина К. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2001.
7 - Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
8 - Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
9 - Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
10 -Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
11 - Козлова А. С., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
12 - Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.
13 - Ядов В. А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. М., 2006.
14 - Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
15 - Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.
16 - Зацепина М. Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
17 - Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.
18 - Жаркова Л. С, Жарков АД., Чижиков В. И. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования. М, 1994.
19 - Белоусова Л. Е. Добрые досуги. СПб., 2003.
20 - Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.
21 - Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.
22 - Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
23 - Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
24 - Комарова Т. С, Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.
25 - Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. М., 1998.
26 - Зацепина М. Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. М., 2003.
27 - Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. М., 1998.
28 - Комарова Т. С, Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического
воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.
29 - Савенков А. И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004.
30 - Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. М., 1998.
31 - Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2004.
32 - Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. М., 1984.
33 - Зацепина М. Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
34 - Виноградова Н. Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
35 - Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1997.
36 - Зацепина М. Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
37 - Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005
38 - Н. В. Зарецкая. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004
39 - Ледяйкина Е. Г. Праздники для современных малышей. Ярославль, «Академия развития», М., 2008