Ирина Никитушкина
Система воспитательной работы классного руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Система воспитательной работы
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Ребёнок, родители, классный руководитель – это золотой треугольник, в котором все стороны равны. Каждому в нём отведена своя роль. Стоит лишь чуть- чуть уменьшить роль одного из участников, он сразу перестаёт быть равносторонним, т. е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель». И всё же при всём равенстве сторон, на вершине треугольника находится ребёнок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность своей воспитательной системы я определила так : «Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди. На первом месте – родители и педагоги».
Публикация «Система воспитательной работы классного руководителя» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Цель воспитательной работы – помочь детям поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радостью.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
• создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, физического и творческого потенциала учащихся;
• воспитание у учащихся гражданской позиции;
• создание партнёрских отношений между родителями, детьми и классным руководителем;
• формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса;
• оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
Содержание воспитательного процесса, согласно моей концепции, можно представить в виде такой схемы – переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего.
На каждом этапе упор в воспитании делается на формирование какого-то одного качества личности. Развитие этого качества личности строится через организацию воспитательной деятельности по основным направлениям: гражданско-патриотическое, семейное, здоровье сберегающее, нравственное, художественно-эстетическое.
Основная школа работает на личностную зрелость.
1 этап (5 класс) – самореализация – идёт процесс всестороннего изучения детей. Диагностика учеников класса, формирование органов самоуправления.
2 этап (6 класс) – самоорганизация – обобщение опыта работы, продолжение формирования в классе коллектива детей и родителей.
3 этап (7 класс) – самоопределение – включение детей в социально-значимую деятельность по интересам.
4 этап (8 класс) – самореабилитация – использование интегрированного курса по нескольким направлениям –общая культура, здоровье, коррекция межличностных отношений.
5 этап (9 класс) – самоутверждение, профессиональное самоопределение. Помочь поверить детям в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью. У каждого своя дорога, свои достижения. Ничего нельзя забывать. Даже из маленькой искорки может разгореться костёр, только искорку надо защитить от ветра.
6 этап (10 класс) – самоанализ – продолжение процесса профессионального самоопределения. Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью.
7 этап (11 класс) – самоусовершенствование – социализация профопределение личности.
Воспитательный процесс моего классного коллектива находится сейчас на 6 этапе. Конечная цель всех этапов – выйти на модель выпускника – гражданин, семьянин, здоровая, нравственная и целеустремлённая личность.
Небольшие победы приносят силу, которая помогает идти по жизненному пути с высоко поднятой головой (не путать с задранным носом). А когда смотришь вверх, то видишь бескрайнее небо, и от этого хочется вырастить крылья и полететь за горизонт. Ради этого стоит жить.
Придумано многое, Пусть мы не успеем всё осуществить. Но путь проложен. Много испытаний ждёт нас, но мы знаем, что трудности – необходимы для раскрытия в детях удивительных способностей. И это прекрасно!
Однажды, спросив у детей, что для них классный руководитель, я услышала: «Это стрелка компаса». Так вот, разрешите поделиться мыслями стрелки компаса:
• необходимо вместе стремиться в одном направлении, тогда получим тесное сотрудничество
• в пути есть работа для каждого. Главное наполнить деятельность творчеством
• я не могу быть поводырём, ведь дети не слепые, я только указываю направление верного пути
• нужно быть очень чуткой, чтобы уловить изменения, очень твёрдой, чтобы выдержать испытания, очень живой, чтобы тебя заметили.