Анастасия Герасимова
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но он прекрасно понимает, что происходит вокруг него. Чем старше становится ребенок, тем большими возможностями он обладает. Малыши заворожено слушают литературные произведения, не понимая порой, о чем им читают. На третьем году жизни ребенок может не только слушать, но и понимать литературные произведения, что, несомненно, обогащает его речевой опыт. Дети 4-5 лет уже не просто слушают чтение взрослого, они с большим удовольствием включаются в обсуждение прочитанного. Они дают ответы на вопросы взрослого, которые касаются содержания прочитанного произведения, дают характеристики героям, много рассуждают о положительных и отрицательных поступках героев. Также с большим удовольствием дети придумывают продолжение историй приключения героя.
Публикация «Консультация для родителей „Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). У детей этого возраста возникает все больше вопросов, на которые им хотелось бы получить ответ. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам, и давать на них пусть и краткие, но понятные ребенку ответы.
Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка необходимо приложить много усилий.
Для того чтобы воспитать экологически грамотного ребенка, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию анализировать поведение ребенка в общении с природой, задумываться об охране природы.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Представим себе ситуацию, когда вы со своим ребенком гуляете по парку или просто по улице. Вы видите стайку голубей, которых ваш ребенок начинает гонять, пугать. Задаете ли вы себе в это время вопрос: «А правильно ли поступает мой ребенок?». Для того, чтобы ваш ребенок знал и никогда больше не совершал этих действий, можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравиться, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говориться, и закрыта собака, здесь корень и первопричина зла». Если ребенок маленький, 2-3 года, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так делает старший дошкольник, то это уже плохо. Что предложить ребенку в данной ситуации? Нужно предложить понаблюдать за птицами, объяснить, что они общаются, показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать.
Нужно учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребенок задумается – а надо ли им мешать.
Не правильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем родители могут помочь детям? Рассказать им что-то из своего опыта, но самым верным нашим помощником в данном случае является книга. Во многих произведениях А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Фета, Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки повествуется о природе, о птицах, животных.
Поэты и писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. После чтения произведений можно организовать беседу, задать вопросы, разыграть сценки по наиболее понравившемуся произведению, можно сделать коллаж, придумать продолжение. С увлечением дети сочиняют сказки, стихи, рассказы, создают свои книги. В глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг, когда они увлечены чтением.
Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи. При этом родители должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».
Читайте с ребенком, беседуйте, обсуждайте прочитанное. Приучайте своих детей с раннего возраста беречь природу, заботиться о ней, а не губить ее.
Список литературы :
- Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие (под ред. Л. Н. Прохоровой, – М. : АРКТИ, 2004;
- Ю. В. Новиков Природа и человек – М. : Просвещение, 2006;
- Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.