Нина Бабина
Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино (С. Г. Якобсон).
Публикация «Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4–5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3–7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.
Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по прочитанным художественным произведениям. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, педагог может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
«Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк?» – спрашивает педагог.
«Хитрая, умная, жестокая», – говорят дети.
«И только-то?» – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю.
Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» – добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.).
В свободное от непрерывной образовательной деятельности время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета.
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее?»
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны–сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» – со слов «сядут за стол – не нахвалятся» [15, с. 46-54].
Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью социально-нравственного воспитания дошкольников, на перенос этих знаний и умений в жизнь и деятельность детей.
Нравственное воспитание детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то педагог помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах М. М. Кониной.
Основным положением её работы было следующее: художественная литература как специфический вид искусства занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, которые способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.
При проведении исследования она исходила из предположения, что необходимым условием использования художественной литературы в нравственном воспитании детей является органическая связь ее с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель той или иной группы детского сада. Она считала правильным при подборе книг и разработке методики их использования в нравственном воспитании детей учитывать нравственные проявления определенного детского коллектива [27, с. 26-28].
Для усиления воспитательного воздействия на детей художественной литературы необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определенные нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.
Поэтому в книгах, используемых для нравственного воспитания детей, обязательно должны быть, наряду с положительными героями, отрицательные образы. Важно учить детей различать и правильно оценивать дурное и хорошее в поведении людей. Опыт работы с М. М. Кониной показал, что влияние художественного произведения может быть сильным и действенным в том случае, когда мы подкрепляем его одно родными впечатлениями, создаем определенные условные связи в коре головного мозга ребенка, усиливаем положительные или отрицательные эмоции.
Очень важно в течение определенного, пусть даже очень короткого времени (две-три недели, обеспечить повторность морально-эстетических восприятии ребенка, конечно, без излишней навязчивости, путем чтения художественных произведений, отражающих одну моральную тему.
«Сгущенность» морально-эстетических впечатлений на определенном отрезке времени особенно важна при воспитании положительных качеств, которых у детей еще нет.
Из этого различия восприятия детской книги с моральным содержанием в зависимости от нравственных качеств детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея художественного произведения, его образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально-эстетическую оценку произведения, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов. Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью художественной литературы, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие художественных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования.
При использовании художественной литературы нельзя ограничиваться эпизодическим чтением книг. Очень важно обеспечить повторность морально-эстетических впечатлений путем чтения художественных произведений на одну моральную тему. Тогда влияние художественной литературы будет ощутимо, так как неоднократное подкрепление определенных моральных понятий делает их подлинным достоянием ребенка и формирует его по ведение. Большое значение при использовании детских книг с целью нравственного воспитания детей имеют занятия по художественному чтению, которые могут включать чтение нескольких произведений и требуют наряду с выразительным чтением применения дополнительных приемов в виде вопросов, развернутых бесед, пояснений воспитателя с учетом особенностей художественного произведения и моральных проявлений детей.
Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
Необходимо только помнить о специфике детской литературы, не подменять художественные образы сухими нравоучениями, теми «моральными гвоздями», от которых предостерегал детских писателей С. Я. Маршак. Нужно помнить, что силу художественного образа не могут заменить рассуждения о нем, важно соблюдать необходимое чувство меры и педагогического такта.