Получи документы

Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»

Елена Васильевна Кулакова
Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»
▼ Скачать + Заказать документы

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником.

Публикация «Доклад для педсовета, „Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа“» размещена в разделах

Как организатор я:

1. Моделирую образовательные ситуации согласно технологии «Ситуация», организуя процесс «открытия»

Так например, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.

2. Отбираю методы и приемы. В ходе занятия использую игровые, наглядные, словесные и практические методы

Игровые методы и приё мы:

1. Сюрпризность, эмоциональность.

2. Создание игровых ситуаций.

3. Подвижная игра.

Словесные методы и приё мы:

1. Использование художественного слова.

2. Вопросы.

Практические методы и приё мы:

1. Совместные действия воспитателя с ребёнком.

2. Упражнения.

3. Выполнение поручений.

Наглядные методы и приё мы:

1. Показ предметов и игрушек.

2. Задание детям, вопросы.

3. Включение предметов в деятельность детей.

4. Активное действие детей.

5. Выполнение игровых действий.

. Смена различных видов деятельности на каждом этапе занятия позволяет предотвратить утомляемость каким то одним видом дельности Для получения более высоких результатов деятельности детей использую разнообразные материалы : наглядные пособия, дидактический раздаточный материал,.

Во время занятия стараюсь общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я стараюась быть в позиции «рядом».

3. Создаю соответствующую развивающую предметную среду

В нашей группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям.

Ребенок может заняться той или иной деятельностью : просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка ; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. В сюжетно-ролевых играх ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя и двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе мы создали необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребёнку использовать накопленный опыт в мире игры.

Уголок природы.

В уголке природы находятся растения, необходимые для ознакомления детей, коллекции ракушек, камешков, гербарии, макеты диких и домашних животных, муляжи овощей и фруктов и др. Здесь же находятся дневники наблюдения за развитием роста лука, проращиванием семян, рассады.

Так же оборудована зона с развивающими играми.

Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

В работе с детьми хорошо зарекомендовали себя следующие развивающие игры:

• логические блоки Золтана Дьенеша;

• интеллектуальные игры Никитина;

• игры с палочками Кюизенера.

Почему я взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :

Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.

Работу с блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности :

• в подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

• как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре» и т. д.);

в сюжетно- ролевых играх «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд»

4.

Если ребенок говорит мне «А как это сделать?», «Здорово, как интересно!», значит с ролью организатора я справилась.

Как помощник я:

1. создаю доброжелательную среду …

2. помогаю, если ребенку это необходимо….

3. Фиксирую успехи ребенка, сравнивая его только с собой…

Если ребенок с радостью идет в группу, свободно обращается ко мне за помощью или советом, не боится высказывать свое мнение, значит роль помощника мне удалась.

А ребенок активно познает мир в разных видах деятельности….Как именно.

Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :

Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.

Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности является системно - деятельностный подход. Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности.

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .

3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям.

Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности.

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Публикации по теме:

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» Многие из вас, тов. родители, готовя ребёнка.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ «Укырский детский сад» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовил: воспитатель Багайникова.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии» «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Фотоотчёт с педсовета «Осваиваем ФГОС до»Фотоотчёт с педсовета «Осваиваем ФГОС до» Фотоотчёт проведённого в форме деловой игры педсовета на тему "Осваиваем ФГОС ДО" Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции.

План педсовета «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол № п/п Вид деятельности Ответственный Подготовка.

План-конспект педсовета в форме мастер-класса по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи детей 3–4 лет с ОНР Цель мастер-класса: овладение педагогами новыми приемами решения коррекционных задач с использованием сказкотерапии в работе с детьми младшего.

Сообщение для педсовета «Общение взрослых и детей в процессе игровой и трудовой деятельности» Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье – с отцом, матерью, братьями, сёстрами. У ребёнка, поступившего в детский.

Сообщение для педсовета «Развитие детского творчества в процессе занятий по изодеятельности» Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только.

Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду» Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире.

Сообщение для педсовета «Воспитание эстетических чувств у дошкольников по программе «Детский сад-Дом радости» Воспитание эстетических чувств у дошкольников чрезвычайно актуально, человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 22:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Кулакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД