Елена Васильевна Кулакова
Доклад для педсовета. «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Единственный путь, ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником.
Публикация «Доклад для педсовета, „Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Как организатор я:
1. Моделирую образовательные ситуации согласно технологии «Ситуация», организуя процесс «открытия»
Так например, ребенку предлагается прокатить 2 предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные "открытия” детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.
2. Отбираю методы и приемы. В ходе занятия использую игровые, наглядные, словесные и практические методы
Игровые методы и приё мы:
1. Сюрпризность, эмоциональность.
2. Создание игровых ситуаций.
3. Подвижная игра.
Словесные методы и приё мы:
1. Использование художественного слова.
2. Вопросы.
Практические методы и приё мы:
1. Совместные действия воспитателя с ребёнком.
2. Упражнения.
3. Выполнение поручений.
Наглядные методы и приё мы:
1. Показ предметов и игрушек.
2. Задание детям, вопросы.
3. Включение предметов в деятельность детей.
4. Активное действие детей.
5. Выполнение игровых действий.
. Смена различных видов деятельности на каждом этапе занятия позволяет предотвратить утомляемость каким то одним видом дельности Для получения более высоких результатов деятельности детей использую разнообразные материалы : наглядные пособия, дидактический раздаточный материал,.
Во время занятия стараюсь общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я стараюась быть в позиции «рядом».
3. Создаю соответствующую развивающую предметную среду
В нашей группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям.
Ребенок может заняться той или иной деятельностью : просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка ; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.
Центр сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. В сюжетно-ролевых играх ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя и двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе мы создали необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребёнку использовать накопленный опыт в мире игры.
Уголок природы.
В уголке природы находятся растения, необходимые для ознакомления детей, коллекции ракушек, камешков, гербарии, макеты диких и домашних животных, муляжи овощей и фруктов и др. Здесь же находятся дневники наблюдения за развитием роста лука, проращиванием семян, рассады.
Так же оборудована зона с развивающими играми.
Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
В работе с детьми хорошо зарекомендовали себя следующие развивающие игры:
• логические блоки Золтана Дьенеша;
• интеллектуальные игры Никитина;
• игры с палочками Кюизенера.
Почему я взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :
Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.
Работу с блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности :
• в подвижных играх (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
• как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре» и т. д.);
в сюжетно- ролевых играх «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд»
4.
Если ребенок говорит мне «А как это сделать?», «Здорово, как интересно!», значит с ролью организатора я справилась.
Как помощник я:
1. создаю доброжелательную среду …
2. помогаю, если ребенку это необходимо….
3. Фиксирую успехи ребенка, сравнивая его только с собой…
Если ребенок с радостью идет в группу, свободно обращается ко мне за помощью или советом, не боится высказывать свое мнение, значит роль помощника мне удалась.
А ребенок активно познает мир в разных видах деятельности….Как именно.
Игровая ситуация на основе деятельностного подхода :
Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.
Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности является системно - деятельностный подход. Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения НОД.
1. Создание проблемной ситуации.
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Проектирование решений проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Анализ результатов деятельности.
7. Подведение итогов.
Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)
1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .
3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)
Целевая установка.
1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара)
2. заранее о чем-то договориться с коллегами.
Мотивирование к деятельности.
1. Во время прогулки осенью.
– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.
Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям.
Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.
Проектирование решений проблемной ситуации.
1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.
2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
Анализ результатов деятельности.
Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять осознал ли ребенок цель.
Подведение итогов.
Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.