Лушникова Марина Валентиновна
Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень компетенции родителей в экологическом воспитании детей.
Форма проведения: устный журнал
Повестка дня:
Публикация «Родительское собрание „Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1 страница: Интегрированное занятие «Лес» (выступление детей).
2 страница: Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании дошкольников»
3 страница: Книги, которые учат добру (обзор книг по экологии)
Примерный текст выступления педагога
Тема: «Что такое лес?»
Программные задачи.
Образовательные: дать детям представление о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны беречь; учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; закрепить знания о питании лисы и белки в природе; побуждать детей в коллективной работе по аппликации выразить свое доброжелательное отношение к природе, оказывать ей посильную помощь.
Развивающие: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы; умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные : воспитание любви и бережного отношения к родной природе, чувства гармонии и красоты природы; уважительного отношения к обитателям леса.
Оборудование: 2-е картины с изображением леса живого и мертвого, набор экологических кубиков для пирамидки (демонстрационные и раздаточные); изображение сухого дерева на ватмане; вырезанные из цветной бумаги солнце, тучка, капельки, червяки, листья; клей, кисточки, клеенки; тряпочки.
Содержание:
1. Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что такое лес? (Деревья, растения, животные, насекомые).
- А как вы думаете, могут в лесу быть только одни деревья? Или если в лесу не будет, например, птиц и насекомых - это будет лес? Чтобы нам это узнать, я расскажу вам историю, которая случилась с одним художником. Садитесь поудобнее и слушайте.
Рассказ сказки Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
«Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
«А что такое лес?» - подумал он. «Лес - это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - и затрепещут листочки на деревьях.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка Лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть Лесовичок.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею, и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Тут только одни деревья.
Посмотрел художник на картину и понял, что это старичок Лесовичок с ним разговаривает.
- Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, а рядом кустики, а на земле, среди зеленой травы - множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес!
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Это потому, что ты забыл нарисовать грибы - сказал Лесовичок.
- Да, позабыл - согласился художник.
- Грибы должны быть обязательно - сказал Лесовичок.
И художник нарисовал грибы.
Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, - сказал Лесовичок, - что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки, разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», - решил художник и опять куда-то уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместе пышного ковра травы и цветов на картине была лишь обнаженная земля и голые деревья.
Художник подошел к картине и. отшатнулся - все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Это ты виноват! - закричал художник Лесовичку, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес.
- Конечно, и даже меня чуть не съели - ответил Лесовичок.
- Что же делать! - воскликнул художник - Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взялся за краски и кисти. Он нарисовал новый красивый лес, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Долго работал художник, но когда он, наконец, собирался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он опять погиб.
- Но почему он должен погибнуть, здесь все есть.
- Не все, - сказал Лесовичок. - Нарисуй животных.
И художник нарисовал.
Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то попискивания, шорохи.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это - лес».
Вопросы по содержанию сказки:
• Что произошло с лесом на картине художника, когда он нарисовал только деревья в лесу? (Лес погиб).
• Какой совет дал Лесовичок в первый раз? (Нарисовать кусты, цветы и грибы).
• Теперь на картине были деревья, трава, кусты и грибы, а лес опять стал чахнуть. Отчего же лес завял во второй раз? (Не было насекомых).
• Каких насекомых, которые живут в лесу, вы знаете?
• Художник послушал совет Лесовичка и нарисовал насекомых, а лес опять погиб. Почему лес погиб в третий раз? (Развелось очень много насекомых, и они съели все деревья, кусты и траву).
• Как же помочь лесу? Чего в лесу не хватает теперь? (Птиц, которые питаются насекомыми).
• А какие животные тоже питаются насекомыми? (Еж, лягушка). Вот поэтому Лесовичок посоветовал нарисовать и птиц и животных.
• Какой же лес Лесовичок назвал «настоящим»?
• А как вы думаете, почему, когда в лесу нет травы, птиц или насекомых, то лес погибает?
Чтобы лучше это понять, воспитатель предлагает поиграть в игру.
2. Дидактическая игра «Пирамидки».
Дети садятся по 2 человека. На столах стоят наборы кубиков с изображением солнца, воды, земля, воздуха, деревьев, насекомых, животных и так далее.
Ход игры (1 вариант) : воспитатель ставит на стол кубик, на котором изображена белка.
- Где живет белка?
- В лесу, на дереве. (Ответы детей).
- Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Ответы детей землю, воду, воздух, солнце).
- Чем питается белка? (Ответы детей. грибы)
- А где мы поставим кубик с картинкой белки?
- Над деревьями и грибами, потому что белка живет на дереве, питается грибами, которые растут под деревом, а земля, вода, солнце и воздух нужны дереву и грибам для роста.
Ход игры (2 вариант) : воспитатель убирает из экологической пирамидки кубик, изображающий воду.
- Правильно составлена пирамидка? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случиться с белкой, если исчезнет вода?
- Без воды не смогут расти деревья и грибы, белке негде будет жить и нечего будет есть.
Вывод: В живой и неживой природе все взаимосвязано. Стоит только уничтожить одно звено в пирамидке, и она вся разрушится. Такое произошло с лесом, который нарисовал художник, когда он что-то забывал нарисовать, лес погибал. Вот почему мы должны бережно относиться к природе, которая нас окружает.
Воспитатель : Дети, а теперь давайте подойдем к нашей картине и проверим, живет ли на ней лес, не погиб ли он? Нет, наш лес не погиб.
А сейчас я дети прочитают нам замечательное стихотворение Бориса Заходера и исполнят песню «Лесной хоровод»
Все - все - все
На свете нужны!
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то
Не очень дружны -
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
Те это, конечно,
Ошибкой окажется.
Все - все - все
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
4. Коллективная аппликация «Спасем дерево».
Воспитатель : Ребята, посмотрите, художник нарисовал еще одну картину. Что на ней изображено? (Дерево). Но художник опять сделал что-то не правильно и дерево погибает. Что нужно для того, чтобы ожило наше дерево? (Его надо согреть, полить, порыхлить).
Воспитатель предлагает детям наклеить изображение солнца, тучки и капелек дождя, червячков. Затем дети говорят дереву ласковые слова и наклеивают листики.
- Вот и ожило, зазеленело наше деревце, а мы ему в этом помогли. Давайте пообещаем, что будем так же бережно и заботливо относиться ко всему, что нас окружает, будем любить и уважать матушку-природу, и тогда она тоже будет любить нас.
Консультация для родителей :
Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.
Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.
Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля — доступного и яркого.
Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.
Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?
Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.
Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г. -Х. Андерсена.
Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.
Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».
Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.
Обзор книг по экологии : Книги, которые учат добру (выступление старшего воспитателя Никоновой Н. В)
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье
Чтобы воспитать детей экологически грамотными, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию, анализировать поведение детей в общении с природой, задумываться об охране природы.
Давайте с вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет птиц.
Каково ваше отношение к этому?
Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действие ребенка или же у вас возникают другие чувства?
Как вы поступите?
Какие нравственные качества будут формироваться у ребенка в результате поощрения его действий?
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
Не кажется ли Вам, что здесь прямой перенос на взрослого (внук сильнее бабушки).
И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Давайте вместе с вами подумаем, если ребенок маленький, 2–3 года, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так делает старший дошкольник, то это уже хуже. Что предложить ребенку в данной ситуации?
Можно предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются, как они общаются, чем питаются, показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать.
Нужно учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребенок задумается – а надо ли им мешать.
Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес.
Были ли у вас какие-то ситуации, связанные с природой? Как вы действовали в данных случаях?
1 ситуация (для ребенка).
Вы гуляете с мамой. И вдруг увидели впереди себя стайку голубей. Что вы будете делать? (Побежите и их разгоните; будете наблюдать за ними; пройдете мимо осторожно, чтобы не помешать им.)
2 ситуация (для родителей).
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Как бы вы поступили?
Что вы делаете, когда встречаете птиц?
Чем вы кормите птиц?
Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как? (Вывешивать скворечники, подкармливать зимой, не мешать птицам, не шуметь в лесу, не трогать гнезда.)
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги.
Как вы покупаете книги своему ребенку?
На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.)
Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь потом читали ребенку.
Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его – все это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.
Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком?
В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)
Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?
Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком?
Нужно ли это делать?
Не пробовали ли вы после прочтения книги проводить на прогулке игры. (Например, кто может жить в кустах, а кто в траве.)
Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям?
Приходилось ли вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге?
Как вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?
Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед?
Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать:
Во-первых, самим познакомиться с содержанием.
Во-вторых, учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.
В-третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.
В-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.
И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов.
Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос.
И, наконец, никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники. Не просто заставлять детей выполнять какое-то неинтересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» – такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.
В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.