Валентина Салопова
Доклад «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение № 57 детский сад «Ладушки»
г. Подольска
ТЕМА: «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
Подготовил воспитатель:
Салопова В. А.
2016 г.
Педагогический совет для воспитателей ДОО «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
Публикация «Доклад „Приобщение детей к чтению художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)
Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы :
ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»)
УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»)
ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»)
СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»)
СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»)
СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»)
ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку ( н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка»).
Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.
В. Г. Белинский утверждал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны истории, повести, сказки, рассказы».
Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.
«Место, где лечат душу», - такая надпись была на фронтоне библиотеки в древнем городе Фивы.
В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.
Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.
Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:
Формы работы с детьми
Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент) ;
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки) ;
Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;
Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам);
Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;
Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;
Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские, презентация книги;
Празднование именин произведения (по специальному календарю) ;
Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;
Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т. д);
Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;
Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;
Взаимодействие с районной детской библиотекой;
Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.
Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь не даром великий мыслитель Дидро говорил «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»
Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста
средствами художественной литературы :
ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»)
УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»)
ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»)
СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувство стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»)
СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»)
СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»)
ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку ( н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка») .
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Примерные вопросы, задаваемы детям
после прочтения литературного произведения.
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать (р. н. ск «Маша и медведь», Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Л. Толстой «Косточка»). Подобные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста) .
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель назвал так произведение? И т. д.
Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.
Принцип отбора книг
1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.
2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
План воспитательно-образовательной работы
«Год литературы»
Цель: развивать устойчивый интерес к литературе.
№ п/п Мероприятия Дата проведения Ответственные
Информационно-педагогическая работа
1 Оформление стенда «Год литературы» февраль Зам. зав. по ВМР
2 Выпуск буклетов «2015 – год литературы» март-апрель Воспитатели
3 Пополнение или создание библиотечки для детей в группах к 1 декабря Воспитатели, родители
4 Мастер-класс «Знакомство детей с историей создания сказок» май Зам. зав. по ВМР
5 Презентация «А. Н. Толстой – детям» май Педагог-психолог
6 Читаем Пушкина. Музей под открытым небом «Что за прелесть эти сказки!» (персонажи из сказок А. С. Пушкина-пополнение развивающей среды на участках июнь Воспитатели, родители
7 Конкурс проектов «Самая читающая семья» сентябрь Воспитатели, родители
Работа с детьми
8 Беседы на тему: «Для чего нужна книга?» в течение года Воспитатели
9 День славянской письменности. Литературный праздник май Учитель-логопед, музыкальный руководитель
10 Театрализованная деятельность:
«Три поросёнка» (средняя группа)
«Царевна-лягушка» (старший возраст) октябрь Гришина Г. Н.
Воспитатели старших групп
11 Коллективная работа: «Книжкина больница» ноябрь Воспитатели
12 Выставка книг «Детям о войне» май Зам. зав. по ВМР
13 Конкурс чтецов «Моя Родина» ноябрь Зам. зав. по ВМР
Работа с родителями
14 Оформление стендов, папок-передвижек и т. д. в приёмных «2015 год - Год литературы» февраль Воспитатели
15 Анкетирование родителей. Февраль Воспитатели
16 Конкурс проектов «Самая читающая семья» сентябрь Воспитатели, родители
17 Родительское собрание «Роль сказки в жизни ребёнка» апрель Воспитатели
18 Читаем Пушкина. Музей под открытым небом «Что за прелесть эти сказки!» (персонажи из сказок А. С. Пушкина-пополнение развивающей среды на участках июнь Воспитатели, родители
19 Смотр-конкурс «Лучшая библиотечка для детей» к 1 декабря Воспитатели, родители
Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
(Памятка для родителей по развитию читательского интереса у дошкольников)
- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
- Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению? Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «срабатывает» в такой ситуации на результат.
- Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается.
Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:
- Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
-Обсуждайте прочитанную детскую книгу с ребенком.
не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Ребенок домысливает продолжение
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Рисуйте по мотивам прочитанных книг.
- Приобретайте ребенку игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге: игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком; лото или домино «Герои любимых сказок»; пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
- В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Разные фольклорные произведения- русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя родителям пройти мимо издания сборника "Алеиушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города").
Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр. Гримм "Бременские музыканты".
Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Уважаемые родители! Приглашаем принять участие в благотворительной акции «Подари книгу!»
Дарение – это особое явление. Это движение души, добрая воля дарителя!
Объявленная акция даст возможность продлить жизнь Вашим книгам. Целью является пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольного учреждения познавательной и детской художественной литературой.
Если в Вашем доме есть прочитанные или дублетные детские книги С. Я. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, Н. Носова, Б. Заходера, В. Драгунского, М. Лермонтова, А. Пушкина и других писателей, интересные энциклопедии, то Вы можете поделиться ими. Детский сад с благодарностью примет в дар ВАШУ литературу. Подаренные книги Вы можете отметить дарственной надписью с указанием своей фамилии и имени. И тогда Ваши книги еще не однажды доставят удовольствие нашим маленьким будущим читателям!
Обязательное условие – книги должны быть в хорошем состоянии! Акция будет проходить в течение 2015 года.
Книгу дома не пыли, лучше саду подари! Пусть она ещё послужит и с ребятами подружит.