Светлана Ежова
Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире суеты и бешеного темпа начинаешь глубоко убеждаться, что книга может стать для ребёнка самым главным помощником в жизни. Это путь в мир человеческих чувств, отношений, поступков, характеров. Книга помогает видеть и понимать человека, воспитывать человечность в самом себе.
Познакомить ребенка с художественной литературой можно с помощью народного творчества — потешек, песен, народных сказок. Малышам можно читать сказки, стихи, рассказы.
Публикация «Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы. Малышам больше нравятся произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Чем больше повторений, тем лучше запоминается текст. Речь ребенка становится богаче. Главное - результат : дети начинают любить книги, приучаются слушать, рассматривать их, фантазировать. График показывает положительную динамику по развитию речи детей средствами художественной литературы.
Задача воспитателя довести произведение писателя до ребенка. Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, их сопереживания героям, видеть их реакцию на чтение.
При чтении художественной литературы у ребенка идет развитие мышления, а самое главное начинает формироваться личность.
Для малышей слушать книжку очень сложно. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. К слушанию чтения приходится приучать ребенка постепенно.
Помощником слушания становится картинка, которая помогает ребенку сосредоточится на конкретном действии. Иллюстрация всегда привлекает детей : смотреть легче, чем слушать.
Так, в младшей группе обычно уже в первой половине года все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов.
Научить детей воспринимать и любить словесное художественное произведение даст педагогу возможность получить способных детей, развитых как нравственно, так и грамотно.