Елена Садикова
Роль дидактических игр в обучении и воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактика в переводе с греческого языка означает «поучающий». В современной педагогике дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах обучения. Цель дидактических игр не только обучение, но и воспитание детей.
Публикация «Роль дидактических игр в обучении и воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
Эти игры имеют важное значение для развития маленького ребенка. Малыш познает мир в основном в игровой деятельности и время раннего развития – это время знакомства с окружающим миром. Дети раннего возраста познают мир с помощью всех видов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Особенно развиты у них зрение и осязание.
Дидактические игры помогают обучать ребенка, воспитывать его, развивают его речь, эстетический вкус, формируют нравственные представления.
У детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Они используют в игре предметы и разного вида игрушки. Особое значение в этом возрасте имеет сенсорное развитие. Развивая сенсорику дети знакомятся с цветом, величиной, формой предметов.
Дидактические задачи могут быть разными: это знакомство с цветом, математическими представлениями, развитие речи, мышления, ознакомление с растительным и животным миром, нравственное воспитание и другие.
С детьми раннего возраста взрослые сами должны включаться в игру. Они объясняют правила игры до ее начала. Надо сделать так, чтобы игры заинтересовали детей, создали у них хорошее, радостное настроение.
В дидактических играх важное значение имеют правила. Правила помогают детям понять, что и как надо делать, чтобы достичь цели. Они учат детей сдерживаться и управлять своим поведением.
В зависимости от использования дидактических средств игры можно подразделить на три группы:
- игры с предметами и игрушками;
- настольно-печатные игры (разрезные картинки, складные кубики, лото);
- словесные игры.
Предметные игры – игры с кубиками, пирамидками, мозаикой, заводными игрушками, игры с разными предметами. Игры с предметами развивают мелкую моторику детей, а значит и способствуют развитию речи, так как мелкая моторика тесна связана с речевым развитием.
Настольно-печатные игры для маленьких детей можно также разделить на три группы:
- находим одинаковые картинки;
- лото (к большой картинке подбираем маленькие карточки, тематика может быть разной);
- разрезные картинки и складные кубики.
Настольно-печатные игры развивают внимание, память, дают представления о соотношении целого и части.
Словесные игры способствуют развитию речи детей, пополнению их пассивного и активного словаря.