наталья угарова
Роль дидактических игр в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в обучении дошкольников.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для развития детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу.
• В процессе работы с детьми происходит формирование и развитие системы
Публикация «Роль дидактических игр в обучении дошкольников» размещена в разделах
«глаз – рука», узнавание предмета по силуэту, контуру.
• Дидактическая игра способствует развитию зрительного и тактильного внимания. Формирование полноценного внимания очень важно, так как оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно – исследовательской деятельности ребенка в зрительной сфере.
• Для повышения эффективности развития навыков зрительно – пространственной ориентировки успешно применяют дидактические игры.
• Обучающие и развивающие игры позволяют тренировать зрительный анализатор, что позволяет решить проблему адекватного восприятия окружающего мира.
. Проведение дидактических игр включает :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
3. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Вашему вниманию предлагаю некоторые дидактические игры, сделанные своими руками.
Дидактическая игра «Предметы и контуры»
Материал: деревянная основа, по краям прикреплены файлы-окошки для карточек, около каждого изображения цветные кнопки с цветными шнурками.
Цель: Учить соотносить предмет и его контур изображения.
• Развивать зрительную память.
• Развивать целостное восприятие, пространственное мышление.
• Тренировать зрительный анализатор.
Ход игры: перед ребенком игра (деревянная основа) с изображением цветных предметов слева и их контуров справа.
Вариант 1. Ребенку предлагается найти предмет и его контур и соединить цветным шнурком.
Вариант 2. Ребенку предлагается выбрать нужную карточку из трех и вставить в файл справа, а затем также соединить цветным шнурком предмет и его контур.
Во время игры можно задать ребенку вопрос:
- Каким цветом шнурка была соединена данная пара предметов?
Вариант 3. Рассмотреть контуры предметов на карте, запомнить и по памяти найти среди цветных предметов подходящие.
Д/и «Соедини правильно»№2
Задачи: Формировать чувство пространства на микроплоскости. Формирование зрительно-двигательной координации. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, целенаправленность движений и прослеживающую функцию глаза.
Вариант 1.
«Посчитай-ка».
Закреплять навыки счета, соотносить предметы по количеству.
Ход игры. Ребенок соединяет с помощью шнурка количество кружков с таким же количеством предметов.
Вариант 2.
«Определи форму предмета».
Учит соотносить форму предмета с геометрической фигурой (объемной или плоскостной).
Ход игры. Ребенок соединяет с помощью шнурка предмет с нужной геометрической формой (я соединяю арбуз с геометрической формой шар, а окно с геометрической фигурой квадрат).
Дидактическая игра «Цветные прищепки»
Материал: картинки предметов (подходящие по лексической теме) и прищепки разных цветов.
Цель: продолжать обогащать сенсорный опыт.
• Учить различать цвета, выбирая прищепку в соответствии с цветом предмета.
• Учить выделять цвет, отвлекаясь на другие признаки предметов (форму, величину).
• Формировать умение зрительно анализировать цвет предмета.
• Формировать навыки зрительного внимания.
• Воспитывать позицию защитника и помощника.
Ход игры:
Воспитатель предлагает отгадать загадку
1. «Плаваю под мостиком и виляю хвостиком»
- Правильно! Это рыбка!
Предлагает рассмотреть картинку рыбки и показать, где у рыбки глазки и где ротик и т. д.
Чего у рыбки не хватает? Воспитатель предлагает помочь рыбке и приделать ей хвостик и плавнички.
Дети выбирают подходящие по цвету прищепки и добавляют рыбке хвостик и плавнички.
2. Воспитатель загадывает загадку про солнышко:
Что за желтый мячик?
По лесам за нами скачет,
Золотит лучом оконце,
Называют его…. Солнышко (появляется картинка)
Каких частей не хватает у солнышка, чтобы оно нас согрело? (лучей)
Предлагает сделать лучики.
3. Тот же принцип игры и с тучкой.
По небу скачет, дождями плачет.
Воспитатель задает вопрос : какого цвета тучка?
Какого цвета прищепки нам понадобятся, чтобы сделать дождик!