Мелихова Ирина Валерьевна
Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в средней группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей правильной и красивой речи.
Задачи: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми; продолжить работу по взаимодействию с родителями.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием видеопрезентации.
Публикация «Родительское собрание „Учите детей говорить правильно“ (в средней группе)» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас снова. Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежите среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина
Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».
А сейчас предлагаю вам ответить на некоторые вопросы:
• Продолжите фразу: «Я мама (папа) …. (имя ребёнка)».
• Ему ….
• Продолжите фразу: «Мой ребёнок начал говорить …»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
- Заинтересованы ли в том, чтобы ваш ребёнок говорил правильно? Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- Считаете ли вы, что ваш ребёнок говорить чисто, внятно, правильно? Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственная данному возрасту.
- Кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении? Таких родителей очень мало.
Развитие словаря: Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок произносит, но соотносит с предметами.
В активном словаре детей 3-4 лет : Существительные, глаголы, местоимения, числительные, притяжательные прилагательные; Обобщающие понятия.
Грамматический строй: Усвоение морфологических элементов слова; Усвоение правил построения предложений; Использование разных частей речи; Дети отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов; Составляют фразы из двух-трёх предложений; Используют в речи предлоги.
Звуковая культура речи: В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5,5 – 6 годам. Если в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, тогда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.
Знакомство родителей со статьёй «Сыски, фыфки, хыхки …»
Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.
Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.
Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Игра «Запрещённое движение». Цель: развитие слухового и зрительного внимания.
Речевой слух очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.
Игровое упражнение «Узнай по интонации». Цель: Развитие слухового внимания и слуха. Обратите внимание на информационные листы, вам предложены игры для занятий с детьми дома.
Чтение художественных произведений: Требования к литературному произведению:
• Оно должно затрагивать эмоциональную сферу ребёнка;
• Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшими по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания;
• «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело» (К. Д. Ушинский);
• Одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;
• Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
• Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
• Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Советы учителя-логопеда :
«Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я. А. Каменский).
Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки);
Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи;
Используйте игру «Чего не стало?»
Используйте игрушке для обучения предлогам;
Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку;
Учите сравнивать предметы между собой;
Учите подбирать слова к определённым глаголам;
Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
Практическая часть:
Упражнение «Подбери слова» : снег (белый, пушистый, скрипучий, холодный)
Упражнение «Положительный пример» : Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы давать ребёнку пример.
Ситуации: «Вас подрезали на дороге», «Вы забыли ключи от дома», «Малыш рассыпал банку с крупой»…
Гимнастика для языка: Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:
«Как едет лошадка?», «Сердитый индюк», «Верблюжонок плюётся»;
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка»;
Упражнения для языка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики»;
Массаж: «покусать язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются удержать», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
В течение года мы решали задачи поставленные в начале: по воспитанию звуковой культуры речи, ознакомлению с художественной литературой, рассматривание картин. В этом возрасте речь ребёнка становиться разнообразнее, правильнее, богаче.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребёнка связной речи. Как бы вы ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, учить выслушивать его, помочь правильно передать содержание прочитанного или увиденного.
Есть дети, которые неразговорчивы, то в этом случае вызывайте его на разговор сами. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей ещё раз прочитать полюбившуюся сказку, но стремитесь, чтобы ребёнок не оставался только слушателем.
Во время игр и просто при бытовом общении старайтесь постоянно работать над лексиконом, стимулируйте его речь, чаще задавайте вопросы. Не забывайте тренировать мелкую моторику рук, несложные занятия по штриховке или дорисовыванию элементов, обводке контуров помогут не только подготовить руку к письму, но и поспособствуют более успешному развитию речи.
Итак, в речевом развитии ребёнка семья и педагоги должны действовать по единой программе. Программа поможет естественному речевому развитию детей, а также максимально предупредит появление отклонений в развитии каждого ребенка.
Решение родительского собрания :
1. Выполнение дома артикуляционной гимнастики;
2. Стать партнёром в воспитании детей.
3. Выпустить брошюры по развитию речи.