Татьяна Самборецкая
Родительское собрание «Развитие навыков общения дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирование связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Публикация «Родительское собрание „Развитие навыков общения дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Следовательно, коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения.
Всему этому мы учим ребёнка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми. Ребёнка надо научить, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать.
Нельзя обучать детей общению, не включив, их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какою-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной, не создав потребности и мотивации у каждого ребёнка вступить в него.
Как мы знаем: игра-это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, она является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игры детей разнообразны.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений.
В такой игре у детей развиваются не только речевые умения, но и умение играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Перед знакомством с новой игрой проводится предварительная работа:
- чтение,
- экскурсию,
- показ наглядного материала,
- изготовление атрибутов к игре.
Главный методический приём в использовании игр - их многократное повторение.
При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребёнку, в зависимости от его интересов и способностей.
Дети любят играть в такие сюжетно-ролевые игры как:
- «Магазин игрушек», где они учатся взаимодействовать друг с другом в качестве партнёров и с игрушками.
- «В гости к кукле Маше», дети выполняют несколько взаимосвязанных действий (готовят обед, накрывают на стол, кормят куклу).
- «Мы парикмахеры» в игре дети проявляют самостоятельность и импровизируют в ролях, взаимодействуют друг с другом.
- «Магазин одежды», дети учатся соотносить уже известные игровые действия с новыми : продавец-покупатель; согласовывают роли, дружно взаимодействуют между собой.
- «Семья», - детей творчески воспроизводят в играх быт семьи;
- совершенствуют умение самостоятельно создавать для
задуманного сюжета игровую обстановку;
-формируются ценные нравственные чувств - гуманность, любовь,
сочувствие;
-«Строители»,- детей знакомятся с названием частей строительного материал, с тем, какие постройки можно построить. Развивается воображение и дружеские взаимоотношения детей.
- «Больница»,- дети знакомятся с профессией врача, медицинской сестры, в чём заключается их работа - врач осматривает детей, смотрит горло, язык, выписывает рецепт. Медсестра ставит градусник, делает укол. Воспитывается интерес к профессии врача.
Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством коммуникативного развития и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В моей группе имеются разнообразные виды театров:
- настольные (плоскостные, вязанные).
- стендовый театр (фланелеграф).
- стэнд-книжка
- театр-кукла с «живой рукой»
- театр ложек.
Совместно с детьми изготавливаем необходимые атрибуты, (изготовление масок к сказке «Лиса и петух»). Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жёстким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи.
Особое внимание уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом. Прежде чем предложить детям включиться в театрализованную игру, детей нужно подготовить, ввести в мир театра, сказки, игры. С начала нужно выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное.
Главный методический приём в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать её содержание и направленность, становятся инициативнее. Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Удачно выстроенные эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо положительно отмечать. Учу детей имитационным движениям, подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др.). Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Провожу пальчиковую гимнастику, развиваю подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами
Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит своё отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
В своей работе особое внимание уделяю сюжетно- ролевой игре.
Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме. Игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Структура сюжетно-ролевых игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Несомненно, игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры, пальчиковую гимнастику.
Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.
Расширяю и обогащаю словарный запас детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).
Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно, составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Таким образом, игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирование навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.