МААМ-картинки

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Людмила Миронычева
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Рассмотрение необходимости развития разных сторон речи детей

1 часть:

Вопрос: - Что такое «речь»?

Речь - форма общения.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям

Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Правильная, выразительная речь – портрет человека.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

Публикация «Родительское собрание „Развитие речи младших дошкольников“» размещена в разделах

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Продолжи фразу…

- Мой ребенок начал говорить…

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

• Устную речь (говорение и слушание);

• Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Речь как форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

- Как вы думаете, чему способствует хорошо развитая речь?

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, развитию мышления, эмоциональному развитию, нравственному воспитанию.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

- Нужно ли целенаправленно развивать речь? Может быть, придерживаться мнения - растет ребенок и речь развивается самостоятельно.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует социализации, моральному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, в каких направлениях мы с вами должны развивать речь на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

Звучит песня «Вот поезд наш едет…»

1. Станция «Словарная»

Подберите эпитеты к слову:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

- Что бывает белым? (молоко, облако, сахар, иней)

- Молоко бывает какое? (теплое, кипяченое, топленое, кислое, парное, полезное)

- Что для человека существует полезное? (витамины, овощи, фрукты, занятия физкультурой, сон)

- Какие существуют фрукты? (вкусные, сладкие, тропические, недозрелые)

Подобные игры, упражнения помогают обогащать словарный запас слов ребенка. А в младшем возрасте он должен составлять 1500 – 2000 слов, причем словарь должен пополняться не только существительными, глаголами, прилагательными, но и местоимениям, наречиями, числительными.

2. Станция «Грамострой»

Кроме обогащения словаря, ребенок должен овладевать грамматическим строем языка.

Мы должны помочь:

- овладеть умением согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение: желтое - … (солнце)

пушистые - … (котята)

машина - … (большая)

- научиться употреблять существительные с предлогами

Упражнение: зайчик (на столе, под столом, за столом)

кубик (в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой)

мишка (перед ширмой, за ширмой)

- научиться употреблять в речи существительные во множественном и единственном числе

Упражнение: утка – утенок – утята

кошка – котенок – котята

собака – щенок – щенята

3. Станция «Звуковая»

Наибольшее беспокойство у взрослых вызывает звукопроизношение детей, т. к. это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

- Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

- Голодный хомячок. Втянуть щеки.

- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Чистоговорки:

Ой-ой-ой-зайке холодно зимой!

У-у-у-зайка кушает траву!

Шу-шу-шу-слышит шорохи в лесу!

Су-су-су-слышу я в лесу лису!

Ха-ха-ха-не поймать нам петуха!

Ост-ост-ост-у него красивый хвост!

Я-я-я—петушиная семья!

Ку-ку-ку-пропоет ку-ка-ре-ку!

Жа-жа-жа-увидали мы ежа!

На-на-на- вся в в иголках спина!

Ко-ко-ко-ёжик любит молоко!

Бы-бы-бы-на спинке у ежа грибы!

Су-су-су- волку холодно в лесу!

Са-са-са-я красавица лиса!

Ша-ша-ша-у лисы шубка хороша!

На-на-на-ну и хитрая ж она!

Ды-ды-ды-хвостом метёт следы!

Ко-ко-ко-пьют котята молоко!

Ки-ки-ки-есть у них коготки!

Ок-ок-ок-катают клубок

Ой-ой-ой-кошка ждет котят домой!

4. Станция «Мелкомоторная»

Речь тесна связана с работой рук, на сколько развиты мышцы рук, подвижность пальцев

Существует множество упражнений для рук – пальчиковая гимнастика

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

5. Станция «Выразительная»

Выразительность чтения детям дается непросто, поэтому её надо развивать с раннего детства. Существуют разные приемы и один из них следующий:

- скажите фразу: «Мы играем в мяч» - голосом медведя, лисы, волка, мышки

- расскажите стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч…» с разной интонацией: как робот, как строгий начальник, как – будто это детектив

6. Станция «Связноречевая»

Развитие связной речи – наиболее сложная задача и самая актуальная на протяжении всего дошкольного периода.

Один из замечательных приемов, который помогает в составлении описательных рассказов, запоминания и воспроизведения текста стихов – это мнемотехника

Родителям предлагается мнемотехнические таблицы по описательному рассказу предмета посуды, мебели дерева, предмета одежды

3. ч Заключительная.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Чтобы речь ребенка развивалась, речь взрослых его окружающих, должна быть ему примером, образцом, следите за своей речью, подсказывайте правильные варианты произнесения слов, играйте с детьми и все у вас будет в порядке.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете.

- Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

Перед вами клумба, мы с вами будем сажать цветы. Если вам понравилось мероприятие, вы получили определенные знания, не зря потратили свое время – посадите на клумбу красные цветы, если вам не понравилось, вы считаете, что ничего нового вы не получили и зря потратили время – прикрепите синий цветок.

Нам очень приятно всегда видеть вас на наших мероприятиях, до новых встреч!

Публикации по теме:

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

Доклад на родительском собрании «Развитие речи младших дошкольников» Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Программное содержание: 1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей –.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Игровой практикум (фотоотчёт)Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Игровой практикум (фотоотчёт) «Заговори, чтобы я тебя увидел» - так сказал Сократ много-много лет назад. Это изречение древнего философа и до сих пор актуально, ведь.

Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» (проводит воспитатель совместно педагогом-психологом) Цель: Формирование у родителей ДОУ навыков общения с детьми Задачи: 1. Расширение.

Родительское собрание «Развитие на кончиках пальцев» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» компенсирующего вида Нижегородская область г. Дзержинск,.

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников»Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогом и родителями. Задачи: раскрыть значение речи.

Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 14:07
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Миронычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД