Людмила Миронычева
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Рассмотрение необходимости развития разных сторон речи детей
1 часть:
Вопрос: - Что такое «речь»?
Речь - форма общения.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям
Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Правильная, выразительная речь – портрет человека.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Продолжи фразу…
- Мой ребенок начал говорить…
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:
• Устную речь (говорение и слушание);
• Письменную речь (письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.
Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Речь как форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
- Как вы думаете, чему способствует хорошо развитая речь?
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, развитию мышления, эмоциональному развитию, нравственному воспитанию.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
- Нужно ли целенаправленно развивать речь? Может быть, придерживаться мнения - растет ребенок и речь развивается самостоятельно.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует социализации, моральному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, в каких направлениях мы с вами должны развивать речь на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю) .
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
2 часть
Звучит песня «Вот поезд наш едет…»
1. Станция «Словарная»
Подберите эпитеты к слову:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- Что бывает белым? (молоко, облако, сахар, иней)
- Молоко бывает какое? (теплое, кипяченое, топленое, кислое, парное, полезное)
- Что для человека существует полезное? (витамины, овощи, фрукты, занятия физкультурой, сон)
- Какие существуют фрукты? (вкусные, сладкие, тропические, недозрелые)
Подобные игры, упражнения помогают обогащать словарный запас слов ребенка. А в младшем возрасте он должен составлять 1500 – 2000 слов, причем словарь должен пополняться не только существительными, глаголами, прилагательными, но и местоимениям, наречиями, числительными.
2. Станция «Грамострой»
Кроме обогащения словаря, ребенок должен овладевать грамматическим строем языка.
Мы должны помочь:
- овладеть умением согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение: желтое - … (солнце)
пушистые - … (котята)
машина - … (большая)
- научиться употреблять существительные с предлогами
Упражнение: зайчик (на столе, под столом, за столом)
кубик (в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой)
мишка (перед ширмой, за ширмой)
- научиться употреблять в речи существительные во множественном и единственном числе
Упражнение: утка – утенок – утята
кошка – котенок – котята
собака – щенок – щенята
3. Станция «Звуковая»
Наибольшее беспокойство у взрослых вызывает звукопроизношение детей, т. к. это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата:
- Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Голодный хомячок. Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Чистоговорки:
Ой-ой-ой-зайке холодно зимой!
У-у-у-зайка кушает траву!
Шу-шу-шу-слышит шорохи в лесу!
Су-су-су-слышу я в лесу лису!
Ха-ха-ха-не поймать нам петуха!
Ост-ост-ост-у него красивый хвост!
Я-я-я—петушиная семья!
Ку-ку-ку-пропоет ку-ка-ре-ку!
Жа-жа-жа-увидали мы ежа!
На-на-на- вся в в иголках спина!
Ко-ко-ко-ёжик любит молоко!
Бы-бы-бы-на спинке у ежа грибы!
Су-су-су- волку холодно в лесу!
Са-са-са-я красавица лиса!
Ша-ша-ша-у лисы шубка хороша!
На-на-на-ну и хитрая ж она!
Ды-ды-ды-хвостом метёт следы!
Ко-ко-ко-пьют котята молоко!
Ки-ки-ки-есть у них коготки!
Ок-ок-ок-катают клубок
Ой-ой-ой-кошка ждет котят домой!
4. Станция «Мелкомоторная»
Речь тесна связана с работой рук, на сколько развиты мышцы рук, подвижность пальцев
Существует множество упражнений для рук – пальчиковая гимнастика
«Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
«Лодочка»
Две ладони я прижму
И по речке поплыву
(ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя.
(выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
5. Станция «Выразительная»
Выразительность чтения детям дается непросто, поэтому её надо развивать с раннего детства. Существуют разные приемы и один из них следующий:
- скажите фразу: «Мы играем в мяч» - голосом медведя, лисы, волка, мышки
- расскажите стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч…» с разной интонацией: как робот, как строгий начальник, как – будто это детектив
6. Станция «Связноречевая»
Развитие связной речи – наиболее сложная задача и самая актуальная на протяжении всего дошкольного периода.
Один из замечательных приемов, который помогает в составлении описательных рассказов, запоминания и воспроизведения текста стихов – это мнемотехника
Родителям предлагается мнемотехнические таблицы по описательному рассказу предмета посуды, мебели дерева, предмета одежды
3. ч Заключительная.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Чтобы речь ребенка развивалась, речь взрослых его окружающих, должна быть ему примером, образцом, следите за своей речью, подсказывайте правильные варианты произнесения слов, играйте с детьми и все у вас будет в порядке.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете.
- Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
Перед вами клумба, мы с вами будем сажать цветы. Если вам понравилось мероприятие, вы получили определенные знания, не зря потратили свое время – посадите на клумбу красные цветы, если вам не понравилось, вы считаете, что ничего нового вы не получили и зря потратили время – прикрепите синий цветок.
Нам очень приятно всегда видеть вас на наших мероприятиях, до новых встреч!