Ольга Васильева
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение к миру. Чтобы ребенок мог познавать этот сложный мир, чтобы почувствовал себя нужным, он должен научиться жить в обществе.
Публикация «„Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Глобальное снижение уровня речевой культуры детей в обществе серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Педагоги, в большинстве случаев, отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на определенные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития детей, а также одна из основных задач подготовки их к дальнейшей жизни.
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Огромнейшую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс обучения и воспитания. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.
Поэтому перед взрослыми стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.
Целью педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Создание психолого-педагогических условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков.
2. Разработка системы мероприятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определение организационных форм театрализованных игр и упражнений, как одного из средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей дошкольников коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности осуществляется в следующих направлениях:
1) Развитие эмоциональной сферы дошкольника;
2) Формирование позитивного самовосприятия и самосознания;
3) Освоение коммуникативных умений и навыков в социально - организованной совместной деятельности.
4) Постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;
5) От игры в малой группе сверстников к коллективной игре, с различными ролевыми позициями (равноправие, подчинение, управление);
6) От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Работа по созданию театрализованных представлений осуществляется поэтапно. В своей педагогической деятельности педагог использует следующие формы организации театрализованной деятельности :
1. Самостоятельная театрально-художественная игровая деятельность в повседневной жизни;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральная непосредственно образовательная деятельность, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
3. Мини-игры, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
На первом этапе внимание детей акцентируется внимание на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, улыбка, контакт глазами, телесные прикосновения. Атмосфера доверия, установленная на первом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.
На втором этапе игровые ситуации позволяют ребенку выражать свои желания, потребности, интересы. На каждом занятии детям предоставляется возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди.
Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Поздравление», «Разговор по телефону», «Просьба», «Благодарность», «Угощение»). При помощи мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх» «Отвращение», «Гнев»).
Третий этап - завершающий. В начале этого этапа организуются игровые ситуации на развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния окружающих; на формирование умения выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и голосом; на развитие способности сопереживать. В игровой занимательной форме дети познают себя и окружающих.
Затем проходит обучение детей правилам взаимодействия через различные виды театрализованной деятельности и занятий. Дети продолжают совершенствовать свои актерские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся наблюдения за окружающим миром (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте лето, поле, почувствуйте запах свежей травы. Мы лежим на мягком, волшебном покрывале, загораем. У нас хорошее настроение. Мы слышим пение птиц. Потянулись руками к солнышку» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Исполнительские способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами, партнёрами в общем деле. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит очень заметные результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, воображение, внимание, память, образное мышление и др.
Игра – драматизация, используемая педагогом, часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи – различные куклы, послушные ребёнку. Такой формой воспитатель учит детей регулировать своё поведение, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра : настольный, стендовый, пальчиковый, бибабо; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.